Мир старых пошлых людей у Чернышевского не един.
К одной группе принадлежат лица дворянского происхождения. Склад их натур
определяет лишенное трудовых основ паразитическое существование. «Где
праздность — там и гнусность», — говорит в романе Жюли. Иначе относится
Чернышевский к людям из другой, буржуазно-мещанской среды. Жизнь заставляет их
постоянным и напряженным трудом добывать средства к существованию. Таково
семейство Розальских с Марьей Алексевной во главе. В отличие от дворян,
Розальская деятельна и предприимчива, хотя труд ее принимает извращенные формы:
все подчинено в нем интересам личной выгоды, во всем видится эгоистический
расчет. И все же Чернышевский сочувствует ей и вводит в роман главу
«Похвальное слово Марье Алексевне». Почему?
Ответ на вопрос дается во втором сне Веры
Павловны. Ей снится поле, разделенное на два участка: на одном растут свежие,
здоровые колосья, на другом — чахлые всходы. Выясняется, что на первом почва
«реальная», потому что здесь есть движение воды, а всякое движение — труд. На
втором же участке — «фантастическая», ибо он заболочен и вода в нем
застоялась. Чудо рождения новых колосьев творит солнце. Освещая и согревая
своими лучами «реальную» почву, оно вызывает к жизни добрые всходы. Но солнце
не всесильно — на почве «фантастической» ничего не родится и при нем. «До
недавнего времени не знали, как возвращать здоровье таким полянам, но теперь
открыто средство; это — дренаж: лишняя вода сбегает по канавам, остается воды
сколько нужно, и она движется, и поляна получает реальность».
Сон Веры Павловны напоминает развернутую притчу.
Мышление притчами — характерная особенность духовной прозы. Ее отголоски
чувствуются и у Чернышевского. Здесь автор «Что делать?» ориентируется на
культуру, на образ мысли демократических читателей, которым духовная литература
знакома с детства. Расшифруем смысл притчи.
Ясно, что под почвой «реальной» подразумеваются
буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкий к
естественным потребностям человеческой природы. Потому-то из этого сословия и
выходят все новые люди — Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Почва
«фантастическая» — дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные
потребности человеческой природы извращены. Перед этой почвой бессильно солнце,
но всесилен «дренаж», то есть революция — коренное переустройство общества,
которое заставит дворян трудиться. А пока солнце вершит свою творческую работу
лишь над почвой «реальной», вызывая из ее среды новую поросль людей, способных
двигать общество вперед.
Что олицетворяет в сне-притче Веры Павловны
солнце? Конечно же, «свет» разума, просвещение. Становление всех «новых
людей» начинается с чтения книг великих просветителей человечества —
французских социалистов. Дочерью солнца является «светлая красавица», «сестра
своих сестер, невеста своих женихов», аллегорический образ любви-революции.
Чернышевский утверждает, что солнце разумных
социалистических идей помогает людям из буржуазно-мещанской среды
сравнительно легко и быстро понять истинные потребности человеческой природы,
так как почва для этого восприятия подготовлена трудом. Невосприимчивы к
солнцу разума те общественные слои, нравственная природа которых развращена
паразитическим существованием. |