Своеобразие поэтического мира Ф. И. тютчева
В поэзии каждого
автора можно найти излюбленный образ — у Тютчева это образ ночи. Чтобы передать
ночные образы, их зыбкость, неотчетливость, скрытость, нужно было найти особые
средства
их изображения. Так в поэзии Тютчева возникает большое количество
составных слов: дымно легко, тихоструйно, тиховейно — здесь больше намека на
изображение, чем самого изображения, читатель дорисовывает картину сам.
Поэт часто сопоставляет состояние природы и состояние человека. Никогда нельзя
сказать, что природа неодушевленна — у Тютчева она всегда одушевлена, в ней
происходит то же, что в душе человека, и наоборот — душевное состояние
человека сопоставляется с состоянием природы. Поэт передает свою мысль не только
словами — звучание
стиха, его звукопись — аллитерации и ассонансы передают картину и обобщенное
состояние. Например, в четверостишии:
Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твердым льдом, И гаснет цвет, и звук
немеет В
оцепененье ледяном, — скапливаются повторяющиеся согласные п,
т, к, г, с, и это создает почти физическое ощущение замедления движения,
близкой остановки. Когда же меняется мысль стихотворения, поворот в его настроении:
Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот — И внятно слышится
порой Ключа
таинственного шепот, — меняется и его
звукопись — стечение гласных аи, согласные тнств создают впечатление
чуть слышного жуочания. движения. Одним из основных поэтических приемов Ф. И. Тютчева является метафора и
разновидность метафоры — олицетворение. Это не может быть случайным — прием
передает излюбленную мысль поэта об одушевленности природы, о ее связанности с миром
человека. |