Во втором разделе сборника Некрасов —
оригинальный сатирический поэт. В чем заключается его своеобразие? У
предшественников Некрасова сатира была по преимуществу карающей: Пушкин видел
в ней «витийства грозный дар». Сатирический поэт уподоблялся античному
Зевсу-громовержцу. Он высоко поднимался над сатирическим героем и метал в него
молнии испепеляющих, обличительных слов. Послушаем начало сатиры
поэта-декабриста К. Ф. Рылеева «К временщику»:
Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный... А у Некрасова все иначе, все наоборот! В «Современной оде» он старается как можно
ближе подойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядами на жизнь,
подстроиться к его самооценке:
Украшают тебя добродетели, До которых другим
далеко, И — беру небеса во свидетели — Уважаю тебя глубоко...
Более того, в стихах «Нравственный человек» и
«Отрывки из путевых записок графа Гаранского» герои уже сами о себе и сами за
себя говорят. А мы смеемся, мы негодуем! Дело в том, что Некрасов
«приближается» к своим героям с издевкой: намеренно заостряет враждебный ему
образ мыслей. Вот его герои как бы и не нуждаются в обличении извне: сами себя
они достаточно глубоко разоблачают. При этом мы проникаем вместе с поэтом во
внутренний мир сатирических персонажей, явными оказываются самые потаенные
уголки их мелких, подленьких душ. Именно так впоследствии обличает Некрасов и
знатного вельможу в «Размышлениях у парадного подъезда». Почти буквально
воспроизводит он взгляд вельможи на счастье народное и пренебрежение к
заступникам народа. Повествование о вельможе, как и в «Современной оде»,
выдержано в тоне иронического восхваления. В поэме «Железная дорога» мы
услышим монолог генерала. Некрасов дает герою выговориться до конца, и этого
оказывается достаточно, чтобы заклеймить генеральское презрение к народу и его
труду. Некрасовская сатира, давшая толчок юмористической поэзии В. В. и Н. В.
Курочкиных, Д. Минаева и других поэтов — сотрудников сатирического журнала
«Искра», по сравнению с поэтической сатирой его предшественников
последовательно овладевает углубленным психологическим анализом, проникает в
душу обличаемых героев.
Нередко использует Некрасов и сатирический «перепев»,
который нельзя смешивать с пародией. В «Колыбельной песне (Подражание
Лермонтову)» воспроизводится рит-мико-интонационный строй лермонтовской
«Казачьей колыбельной», частично заимствуется и ее высокая поэтическая
лексика, но не для пародирования, а для того, чтобы на фоне воскрешенной в
сознании читателя высокой стихии материнских чувств резче оттенялась
низменность тех отношений, о которых идет речь у Некрасова. Пародийное
использование («перепев») является здесь средством усиления сатирического
эффекта. Его позаимствует у Некрасова Д. Минаев, «перепевы» которого часто
публиковались в сатирических журналах («Гудок», «Искра») и были очень
популярны в среде демократических читателей 1860-х годов. |