Театр А. Н. Островского
А. Н. Островский
проработал для русской сцены без малого сорок лет и создал за эти годы целый
репертуар для русской сцены. Он затронул в своих произведениях самые разные
темы — от русской истории («Козьма Захарьич Минин Сухорук») и фольклорных мотивов («Снегурочка»)
до самых злободневных проблем современной ему действительности («Доходное место»,
«Таланты и поклонники»). Героем большинства русских произведений до
Островского был просвещенный, часто критически настроенный по отношению к действительности дворянин. Островский вывел на
сцену людей самых разных сословий, в том числе и дворянина, показал их в условиях
ежедневного быта, в семейных конфликтах, в стремлении к обычному
человеческому счастью, прежде всего к любви, и тем самым изобразил значительную
и важную область национального бытия, тем более важную, что именно она позволяет
судить как о подлинных
национальных ценностях, так и о противоречиях национальной
жизни, ведущих к коренным ее изменениям.
Со сцены
зазвучал подлинный русский язык, знатоком которого был Островский. Известно, что он собирался сделать дополнение к «Толковому словарю живого великорусского языка»
В. И. Даля.
По особому зазвучали со сцены имена героев Островского. «Говорящие» фамилии не новость на сцене — еще
в эпоху классицизма требовалось давать героям имена, по которым можно было бы судить о их характерах и роли. Имена, которые
давал своим героям Островский, тоже «говорящие», но часто их смысл надо
разгадывать, а разгадка помогает многое
осмыслить в пьесах, понять авторский замысел. Кнуров в драме «Бесприданница».
Его фамилия образована Островским от южнорусского «кнур», что значит «дикий кабан», и это еще раз подчеркивает соотнесенность
двух пьес Островского: «Грозы» (фамилия одной из главных героинь пьесы Кабанова) и «Бесприданницы», помогает найти
внутренние связи, ставит вопрос: что
же изменилось в русском провинциальном
городе и самой России за двадцать лет?
Иван Александрович Гончаров писал Островскому в связи
с тридцатипятилетнем
его творческой деятельности: «Вы один достроили
здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после
Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр"». |