Тема произведения КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ) Слово «тема» произошло от греческого thema — то, что положено в основу.
Определить тему
художественного произведения — уже в какой-то степени понять его. Но когда
читатели начинают говорить о теме художественного произведения, у них
возникают разные мнения. Происходит это оттого, что это слово используется в разных
значениях. Во-первых, тема связана с какими-то ключевыми образами произведения
или ключевыми словами. Например, можно сказать, что темой романа Марка Твена
«Приключения Тома Сойера» является жизнь маленького американского городка. Но
также можно сказать, что темой этого романа является взросление и возмужание мальчика-подростка. Это трудно
понять, если не прочтешь всего романа, его самой главной главы о том, как Том и Бекки остались одни в пещере. Второе мнение о теме романа «Приключения Тома
Сойера» связано со вторым значением
слова «тема». Тема — это все то, что стало
предметом авторского интереса, осмысления и оценки. В этом случае тему произведения можно определить,
только зная все произведение, исходя
из произведения как единого целого.
Подобным образом
определяется и тема лирического произведения. Можно сказать, что темой стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» является
изображение первых, светлых и
лучезарных, дней осени — это помогут сделать слова, связанные с осенней
темой: осень, дивная пора, пусто все и т. п., но целостное прочтение
произведения поможет определить его тему
более точно: это стихотворение не только о наступающей осени — оно о наступающей старости, о движении
времени и об утешении тем, что еще есть время для жизни, еще можно радоваться ей. |