ТЕМА СВОБОДЫ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА
Над сложным понятием
«свобода» размышляли многие философы и писатели. «В свободе скрыта тайна мира»,
— писал русский философ Н. А. Бердяев («Самопознание», глава «Свобода»). А. С. Пушкин,
вышедший из стен Царскосельского лицея, «вослед Радищеву» пишет свою оду
«Вольность» (1817 год). Во вступлении он обозначает задачу своей торжественной песни:
Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок.
Лирический герой оды провозглашает
и популяризирует основные идеи французских просветителей, идеи Великой Французской революции: Свободу, Равенство, Братство.
Равенство всех людей перед Законом:
Владыки! Вам венец и троны Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа,
Но вечный
выше вас Закон.
Доказательства пагубности нарушения Закона поэт черпает из истории. Это
события Французской революции, казнь Людовика XIV;
события русской истории — убийство императора Павла I. В завершении
учительной оды звучит урок царям:
И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни
алтари Не
верные для вас ограды, Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной
стражей трона Народов вольность и покой.
Будучи приверженцем взглядов французских просветителей, поэт утверждает
через своего лирического героя, что Закон — средство обеспечить относительную свободу человека.
В послании
«К Чаадаеву» (1818 год) поэт обращается к другу наставнику, гусарскому
офицеру, Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794 1856),
оказавшему значительное влияние на мировоззрение поэта. В дружеском
послании соединены, перемешаны интонации
гражданской оды и нежной элегии. Уже в первом предложении, состоящем из восьми
строк совмещена лексика нежного
лирика романтика и нетерпеливого протестанта:
Любви, надежды, тихой славы Недолго тешил нас обман, Исчезли юные забавы,
Как сон,
как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизне внемлем
призыванье.
Это
передает ощущения жизни лирического героя — «между», «на грани». Не случайно
единственное сравнение, которое присутствует в стихотворении, «как ждет любовник молодой / минуты верного свиданья», — характеризует саму
атмосферу ожидания «вольности святой». Свобода и любовь оказываются сведены
воедино и уравнены, и этому союзу придан сакрализо ванный характер: «Вольность святая».
Стихотворение послание завершают два восклицательных предложения призыва. Первое их них
передает порыв юности, понимание возможности
утраты прекрасных порывов души:
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне
посвятим, Души прекрасные порывы!
А второе
заключает в себя прямой призыв, веру в восход «звезды пленительного счастья» и
торжество свободы:
Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Метафоры «звезда пленительного счастья», «обломки самовластья» позволяют
предположить у лирического героя послания мысли о возможности изменения формы
правления, падении самодержавия.
В стихотворении «Деревня» (1819 год) иной финал, на первый взгляд, находящийся в
противоречии с идеей послания «К Чаадаеву»:
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством
Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заоя?
Рабство может пасть «по
манию царя», в то же время «Заря свободы»
может быть обеспечена конституционной монархией. Поэт не был членом тайных обществ, но стал выразителем
идей декабристов, потому что не был в стороне от гражданской и политической жизни. Более того, именно потому что он «наводнил
Россию возмутительными стихами», он
был удален в 1820 году из Петербурга.
Стихотворению
«Свободы сеятель пустынный...» (1823 год) предпослан эпиграф из Евангелия «Изыде сеятель сеяти
семена своя». Евангельская
притча Христа повествует о сеятеле, семена которого упали на разные почвы: на каменистые места, в
терние и на возделанную
почву. Лишь то, которое упало на добрую почву, принесло плод: «одно во сто крат, а другое в
шестьдесят, иное же в
тридцать» (Мф., XIII, 8). Евангельский эпиграф проясняет тему и идею стихотворения, которые в лирическом
тексте явлены
метафорически. Лирический герой стихотворения, «Свободы сеятель пустынный» бросает «семя в порабощенные
бразды». Нет почвы, где зерно свободы было бы воспринято. Во второй строфе явственно звучит
обличительный пафос.
Лирический герой обращается
к «стадам», которым недоступны «дары
свободы». Люди — рабы, потому им не дано обрести свободу. Свобода — категория внутренняя, ее нельзя принести сверху. В
этом смысле все социальные потрясения и революции бесплодны. Происходит
переоценка самой возможности осуществления
свободы, ее зависимости от внутренней сущности человека.
В
стихотворении «Из Пиндемонти» (1836 год) поэт называет «громкими правами» все внешние
проявления свободы и права:
Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспаривать налоги Или мешать царям друг
с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль
чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова,
слова.
Отказываясь от такого
внешнего проявления свободы, лирический герой уравнивает демократическое и
самодержавное устроение государства:
Зависеть от царя, зависеть от народа Не все ли нам равно?
И утверждает
истинную свободу, проявляющуюся в творчестве и внутреннем суверенитете человека.
Постепенно
поэт осознает недостижимость социальной свободы и ее относительность и
утверждает внутреннюю, нравственную, творческую свободу, которую нельзя отнять. Движение вольнолюбивой лирики развивается и
протекает от истин относительных
к абсолютным. |