Уже с первых страниц романа «Преступление и
наказание» главный герой его, студент Петербургского университета Родион
Раскольников, погружен в болезненное состояние, порабощен философской
идеей-страстью, допускающей «кровь по совести». Наблюдая русскую жизнь,
размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников приходит к мысли,
что исторический прогресс и всякое развитие осуществляются за счет страданий,
жертв и даже крови, что человечество извечно подразделяется на две категории.
Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — «твари дрожащие», и
есть люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый
большинством, — «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории»—Ликург,
Наполеон — не останавливаются перед жертвами ради осуществления своих идей.
Развитие общества совершается за счет попрания «тварей дрожащих» наполеонами.
Поделив людей на две категории, Раскольников
сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как
все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..» Убийство
старухи процентщицы — это самопроверка героя. «Не для того, чтобы матери
помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть,
сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для
себя одного...»
Герой не только не в разладе с современным
обществом, но и несет в себе его болезни. Его увлекает антихристианская идея
«сверхчеловека», которому «все позволено». В болезненном сознании героя не
случайно соседствуют друг с другом Наполеон и Мессия (Христос). Раскольников
впадает в грех самообожествления. Он полагает, что законодателем
нравственности является не Бог, а человек. Раскольников сам берет на себя
право определять границы добра и зла, дозволенного и недозволенного и менять их
по своему усмотрению. В его позиции есть старый как мир дьявольский соблазн—«и
будете, как боги». Его идея «крови по совести» несет в себе скрытый
богоборческий смысл. Раскольников бросает вызов основам христианской веры,
согласно которым Закон нравственного Добра имеет не человеческое, а
божественное происхождение. Он выше людского своеволия и властвует над каждым
из нас с безусловностью высшего божественного авторитета. Пото? му и в
преступлении своем, как заметил один православный богослов, современник
Достоевского, герой поднял топор не только на старушонку процентщицу, но и на
«самого Христа жизнодавца, на принцип всего святого и духовно живого, не скупо
положенного в душе самого Раскольникова». |