В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное
отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет
провел в Германии и Италии на дипломатической службе. Но славу он себе стяжал
на поэтическом поприще. В его лице наша литература обрела поэта-мыслителя,
одного из родоначальников русской философской лирики.
Поэт принадлежал к поколению, которое вышло на
литературную сцену после трагического поражения декабристов. Энергии
политического действия оно противопоставило энергию мысли и вошло в историю
под именем «любомудров». Если декабристы были одержимы практической волей, то
«любомудры» видели свое призвание в развитии мысли. Они убедились: прежде чем
делать русскую историю, нужно ее понять.
В
стихотворении «14 декабря 1825 года» Тютчев назвал декабристов «жертвами мысли безрассудной»,
ибо их освободительный порыв не опирался на глубокое знание России:
Вас развратило Самовластье, И меч его вас
поразил.
Основной объект критики Тютчева в этих стихах — «самовластье».
Самодержавие и самовластие — явления диаметрально противоположные.
Самодержавие — монархическое правление, основанное на «симфонии» между властью
светской и властью духовной. Воля самодержца — «святая воля», если она
согласована с высшим Божественным Законом. Отрицание этой «симфонии» со
стороны государства или со стороны общественного движения ведет к нарушению
органического развития национальной жизни, которое сопровождается
разрушительными катаклизмами.
Отдельный человек или группа лиц не должны противопоставлять
свою волю исторически сложившемуся направлению народной жизни. Тютчев
вдохновляется мыслью о религиозном значении нации, ее традиционного своеобразия
и ее особенных исторических задач. Нельзя механически переносить
западноевропейское политическое и социальное устройство на русскую почву, не
считаясь с высокой ценностью коллективного народного сознания, «духа народа»
как мистического целого. Обращаясь к декабристам, он говорит:
Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена
— И ваша память для потомства, Как труп в земле, схоронена.
Тютчев отождествляет здесь политику Александра I с действиями декабристов, которые являются
«детьми» государственного самовластия. Он полагает, что без серьезного национального
самопознания любое политическое деяние, от кого бы оно ни исходило — от
государственной власти или от оппозиционного общественного движения, — обернется
на практике насилием над жизнью, самовластием и деспотизмом. Поэтому
поколение Тютчева ушло из политики в напряженную внутреннюю работу. Оно
вырастило зерно, из которого родилась самобытная русская мысль, — от Тютчева,
А. Хомякова, И. Киреевского до В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, И.
Ильина и П. Флоренского.
Длительное пребывание Тютчева в Германии не
только не препятствовало, но и способствовало ускоренному созреванию русской
мысли. Поэт оказался в Мюнхене, который назвали «германскими Афинами», городом
Шеллинга, немецкого философа, с которым Тютчев был лично знаком. При Тютчеве
здесь открылся университет, где Шеллинг начал свои знаменитые лекции.
Вселенная воспринималась
Шеллингом как живое и одухотворенное существо, которое развивается и растет,
устремляясь к торжеству правды, добра и красоты, к мировой гармонии. Ступени
природы от минеральных веществ до явлений органических — органы Мировой Души,
Бога. «Природа — это жизнь, — утверждал Шеллинг. — Мертвой природы нет. И в
неорганической материи бьется пульс жизни, теплится Мировая Душа. Природа
должна быть понята как зримый Дух, а Дух — как незримая природа». Мировая душа
«постепенно формирует для себя грубую материю. От порослей мха, в котором едва
заметен след организации, до благородных образов, которые как бы сбросили оковы
материи», — всюду господствует порыв к идеалу, к гармонии. |