АА (или Эй. Эй.,
от англ. АА — Alcoholic Anonymous —
Анонимные Алкоголики) — добровольное «содружество мужчин и женщин, которых
объединяет опыт, воля и общее желание
бороться с алкоголизмом и помогать в этом другим». АА — непрофессиональные,
неформальные психотерапевтические группы само-
и взаимопомощи.
АА возникли в США в 1935 г. Инициатором выступил бизнесмен,
который сам пытался бросить пить и на собственном опыте понял, что гораздо
легче переносить абстинентный синдром, помогая др. сделать то же самое.
Движение охватило свыше 1 млн человек более чем из 110 стран и в конце 1980-х
гг. стало проникать в Россию. Многие медики, психотерапевты и психологи
позитивно оценивают АА. Амер. ассоциация врачей в 1967 г. признала членство в
группах самым эффективным методом лечения алкоголизма.
АА — свободное сообщество: нет ни четкой структуры (каждая
группа действует самостоятельно); ни центрального руководства (только некоторая
координация); ни процедуры вступления (достаточно желать бросить пить и
посещать встречи группы); ни каких бы то ни было взносов (только добровольные
пожертвования), ни обязательности посещения собраний. Члены АА различаются по
полу, возрасту, национальности, семейному, имущественному, социальному положению,
вероисповеданию, алкогольному стажу и пр., объединяет их лишь общий подход к
проблеме алкоголизма. Алкоголизм рассматривается как прогрессирующая болезнь,
которую нельзя излечить, но при сильном желании можно купировать.
Успех деятельности АА определяется целым рядом факторов. 1.
Хорошо известно, что в лечении алкоголизма одна из наиболее трудных проблем —
преодолеть психологическую защиту больного и убедить его в необходимости
лечения. В АА неофит начинает именно с осознания себя как алкоголика. Человек
м. б. либо алкоголиком, либо неалкоголиком; «умеренный алкоголик» — это
иллюзия. Понимание этого — первый шаг к освобождению от алкогольной
зависимости. Поэтому первая из 12 заповедей гласит: «Мы признали, что
алкоголизм подчинил нас себе и что он, а не мы, распоряжается нашими судьбами».
2. Принцип анонимности — важный фактор для испытывающих стыд или страх перед
тем, что соседи, коллеги, начальство узнают об их алкоголизме. Естественно,
члены группы встречаются не в масках и знают друг друга, но они не должны
раскрывать имени др. без их согласия. 3. АА не требует невозможного, напр.,
клятвы не пить до конца дней или даже «завтра». Они ставят сложную, но
выполнимую «программу на сутки» — не пить «сегодня». АА знают, что практически
всегда существует опасность рецидива («срыва»). 4. Психотерапевтический эффект группы является следствием того, что
каждый АА, борясь с собственной тягой к алкоголю, стремится помочь другим.
Общность проблем и интересов приводят к обмену опытом, взаимной поддержке.
Кроме того, собираясь вместе, развлекаясь, знакомясь семьями, АА тем самым
образуют «безалкогольный микросоциум» в «алкогольном мире». 5. Принципы АА
кратко и доступно сформулированы в «12 заповедях» и «12 традициях», а подробно
— в ряде книг («Alcoholics Anonymous»,
«Twelve Steps and Twelve Traditions»,
«The AA Way of Life» и др.), специальном
журнале, многочисленных брошюрах. См. также
Ал-Анон, Алатин. (И. А. Мещерякова.)
АБАЗИЯ (от греч. а — отрицат. частица + basis — ходьба) — нарушение способности ходить при
сохранности др. движений ног; встречается чаще при истерии. Ср. Астазия.
АБЕРРАЦИЯ (от
лат. aberratio — уклонение) — явление,
заключающееся в том, что световые лучи, испускаемые точечным источником света,
после прохождения через линзу не пересекаются в одной точке, а дают
расплывчатое изображение. При сферической
А. лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокус
ближе за линзой (в человеческом глазе — за хрусталиком), чем лучи, прошедшие
через центральную часть линзы. При хроматической
А. фокус коротковолновых лучей спектра (сине-фиолетовых) находится ближе фокуса
длинноволновых (красно-оранжевых). В глазу человека существует как сферическая,
так и хроматическая А. См. также Оптическая
система глаза.
АБЕРРАЦИЯ ПОЛОВАЯ —
см. Половые извращения.
АБОРИГЕНЫ (от
лат. ab origine — от
начала) — коренные жители страны (местности), обитающие в ней с давних пор
(раньше др. известных народов). Син. автохтоны.
АБСОЛЮТНАЯ ШКАЛА (англ.
absolute scale) — вариант шкалы, предназначенный для
измерения непрерывных свойств объекта, для которой выполняются все 4 типа
отношений между числами и объектами: 1) эквивалентность, 2) порядок, 3)
равенство интервалов и 4) равенство отношений. А. ш. имеет единственную нулевую
точку, относительно которой определяются все остальные шкальные значения.
Пример А. ш. в физике — Кельвиновская шкала температур; пример А. ш. в
психофизике — шкала светлот в брилях. См. Измерения
в психологии. (Ч. А. Измайлов.)
АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ (англ.
absolute threshold) — вид сенсорного порога. Как
понятие классической психофизики, А. п. — это величина раздражителя,
который вызывает едва заметное ощущение. С учетом статистического характера
связи между раздражителем и ощущением (реакцией) можно также сказать, что А. п.
— это такая величина раздражителя, при которой ощущение (или ответная реакция)
возникает с определенной частотой (обычно 50%). Для определения А. п. в
классической психофизике разработан ряд методов: метод постоянных раздражителей,
метод минимальных изменений, метод
средней ошибки (метод установки) и др. См. также Пороги ощущений, Порог
терминальный. (Б. М.)
АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ (англ.
absolute pitch, perfect pitch) — способность
правильно определять (называть) и воспроизводить голосом высоту отдельных
звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых известна.
А. с. — это не абсолютное развитие музыкального слуха вообще, а особая форма восприятия звуков. Лица
без А. с. при определенных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, напр.,
сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного
голоса (т. н. псевдоабсолютный слух). Лица с А. с. могут узнавать и правильно
называть музыкальные тоны без вспомогательных звуковысотных отношений и
«внутреннего пения».
По данным исследователей, время определения высоты звуков у людей с А. с.
значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0,4 до 0,7 с у
первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних
регистрах и минимальна в крайних.
Различают пассивный А. с, когда испытуемый правильно
определяет высоту слышимого звука, но не может воспроизвести ее голосом по
заданному названию, и активный А. с, когда он может и называть, и
воспроизводить звуки по их высоте.
А. с. обычно обнаруживается в раннем школьном, иногда в
дошкольном возрасте.
АБСТИНЕНТНЫЙ СИНДРОМ,
АБСТИНЕНЦИЯ (англ. abstinence syndrome; от лат. abstinentia — воздержание; умеренность) — синдром психических
и физиологических расстройств, вызванных резким и полным отказом от
употребления алкоголя, наркотиков или токсических веществ, к которым ранее была
выработана физическая зависимость. Син. (разговорный) ломка. Абстинент — человек, сознательно
воздерживающийся от приема веществ, к которым у него имеется физическая
зависимость; или больной, страдающий А. с. См. Аддиктивное поведение,
Наркозависимость, Наркомания.
АБСТРАГИРОВАНИЕ (англ.
abstracting) — (в
логике) мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного
множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. В качестве
исходного множества для А. может выступать множество свойств (предмета, группы
предметов), множество предметов, множество процессов, множество событий и т. п.
Напр., в общей психологии абстрагируют
общие психологические свойства от индивидуально-психологических особенностей
(см. Индивидуально-психологические
различия). Психология в целом
основана на А. психических свойств, психических процессов, психических
состояний от многих др. свойств, процессов, состояний животных и человека.
Предмет изучения любой науки, как и предмет любого исследования, м. б.
представлен как целый ряд последовательных процессов А. от конкретной
действительности. (Б. М.)
АБСТРАКЦИЯ (от
лат. abstractio — отвлечение) — один из
основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно
вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или
состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в «чистом виде»
рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно
ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит
условием решения соответствующей задачи (в
этом плане А. тесно связана с процессом внимания).
А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и
содержательная А.
Формальная А.
состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо
от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его
результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма
тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но
благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр. с помощью
чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из
основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого
множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида
называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее)
становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет
отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить
от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление
строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют
человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов
сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных
слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких
сокращений.
Содержательная А.
вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе
обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной
самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и
однородного состояния.
«Абстрактное» как результат А. обозначает, т. о., нечто
выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность
внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное,
взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека
первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту
целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное
(осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и
воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика
теоретического мышления.
В психологии наиболее подробно и тщательно изучены
особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в
повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний, описывающих
предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно
теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих
пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у
детей изучены слабо.
В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается
необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для
полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают
специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать
формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию
к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего
изучения «в чистом виде». Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности
к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно
формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным
требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.
АБУЛИЯ (от греч. abulia — нерешительность) — психопатологический синдром,
характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности,
ослаблением воли. В зависимости от причины А. м. б. кратковременным,
периодически возвращающимся или постоянным состоянием. Тяжелая А. — признак
кататонической формы шизофрении, циркулярного психоза. А., как правило,
возникает при массивных поражениях лобных долей мозга. А. м. б. симптомом,
указывающим на начальную стадию психического заболевания как у взрослых, так и
у детей. Нерезко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных
состояниях (напр. при психоневрозах). А. не следует смешивать со слабоволием,
являющимся следствием неправильного воспитания. Ср. Гипобулия. (Е. Д.
Хомская.)
АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от
лат. aversatio — отвращение) — общее название группы терапевтических методов,
основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов, вызывающих у клиента
неприязнь, отвращение, крайне неприятные, болезненные ощущения; относится к
методам бихевиоральной терапии (см. Модификация
поведения). А. т. применяется,
как правило, при коррекции т. н. девиантного
поведения — прежде всего алкоголизма, агрессивного поведения, различных
сексуальных отклонений. В качестве аверсивного стимула чаще всего выступает: а)
лекарственный препарат, вызывающий головную боль, тошноту, рвоту (напр.:
аметин, апоморфин, антабус, которые сами по себе не вызывают никаких неприятных
соматических ощущений, но в сочетании даже с малыми дозами алкоголя приводят к
головокружению, рвоте и пр.); б) весьма чувствительный, хотя и не
представляющий опасности для здоровья и
жизни удар электрическим током, внезапный громкий шум и т. п.
В основе А. т. — выработка условного рефлекса, связывающего приятный стимул (алкогольный
напиток, сексуальный образ) с неприятным, в результате чего вырабатывается
отвращение к стимулу, который был для него приятным. В СССР в 1934 г. И. Ф.
Случевский и А. А. Фрикен разработали способ лечения алкоголиков, в котором
аверсивным стимулом служил апоморфин: спустя 3 мин после инъекции которого
давали 25 г водки; для выработки условной тошнотно-рвотной реакции на запах и
вкус алкоголя было необходимо 15-20 повторений. Позже методика неоднократно
модифицировалась (И. В. Стрельчук и др.).
Отношение к А. т. далеко не однозначное, что определяется
целым рядом причин: 1) недостаточно высокой эффективностью лечения; 2) крайней
тяжестью вегетативных реакций, а также недопустимостью использования рвотных
агентов при многих заболеваниях (сердца, желудочно-кишечного тракта, почек,
печени, а также при туберкулезе); 3) этическими соображениями, не допускающими
применения принуждения пациента и насилия над его волей. (И. А. Мещерякова.)
АВОКАЛИЯ — См. Амузия.
АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая)
ШКОЛА — группа исследователей (Х.
Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в
основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога А. Мейнонга,
основавшего в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии
и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф.
Брентано. А. ш. известна прежде
всего теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы
целостного сознания. Именно Эренфельс ввел термин «гештальт-качество» для обозначения целостности психического образа
(т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и
сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в т. ч. экспериментально — на
материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства,
некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву
для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной,
напр., для ассоциативной психологии,
к целостному подходу, развивавшемуся гештальт-психологией
и лейпцигской школой, хотя в целом представители А. ш. не
вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество
целостности («гештальт-качество») — напр. мелодию, форму — еще одним элементом
восприятия, присоединяющимся к исходной сумме ощущений как новый элемент —
«автоматически» (Эренфельс) или в результате особого «продуктивного» духовного
акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись В А. ш.
отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности
восприятия музыки, в частности амузия (Витасек,
Бенусси).
Вместе с тем А. ш. поставила проблему др. единиц анализа
сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостно-образующих
факторов и проблему активности субъекта в построении образа (что игнорировали
гештальт-психологи), а также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия
пространства, перцептивных иллюзий, гносеологических и этических вопросов. (Е.
Е. Соколова.)
АВТОИДЕНТИФИКАЦИЯ,
АУТОИДЕНТИФИКАЦИЯ (англ. Self-identification) — самоопределение, идентификация (отождествление) себя с другим или другими (группой).
В последнем случае синонимически используется термин «групповая идентификация»
(или «социальная идентификация»). В этнографии и этнопсихологии широко используется термин «этническая А. (или
самоидентификация)». Психологи аналогично говорят о половой, возрастной,
конфессиональной, профессиональной, социальной А. (самоидентификации) личности.
Следует различать процессы формирования А., сформированные процессы (и
механизмы) А. и их результаты в самосознании
и Я-концепции; для результатов А. можно рекомендовать
использование термина «идентичность» (см., напр., Половая идентичность,
Социальная идентичность). В более
узком смысле А. означает лишь те процессы личностной идентификации, которые
являются продуктом сознательных стремлений и усилий личности, а не побочным
продуктом стихийных процессов подражания, заражения, психологической защиты или
результатом внешнего внушения и
воспитания. (Б. М.)
АВТОКОРРЕЛЯЦИЯ (англ.
autocorrelation) — способ
обработки сигнала, при котором сигнал задерживается и затем задержанный сигнал
умножается на первоначальный. Помогает выделить периодические составляющие
сигнала.
АВТОМАТИЗАЦИЯ
ДВИЖЕНИЙ (англ. movement automatization) —
один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для
последнего этапа обучения. На начальном этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при
непосредственном участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком
регуляция отдельных движений переходит на неосознаваемый уровень, где ведущую
роль начинают играть восприятие и ощущения, особенно кинестезические ощущения. При
изменениях условий деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений,
происходит деавтоматизация движений, переход регуляции движений с
неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования (см. Психическая регуляция движений). Физиологическая основа А. д. — это
формирование динамических стереотипов. См.
Двигательный навык. (Н. Д.
Гордеева.)
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ
ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) — см. Программированное обучение.
АВТОМАТИЗМ (англ.
automatism) —
фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и
активируемая вышележащим уровнем. Напр., при ходьбе (ведущий уровень) А. —
синергия ходьбы (см. Мышечные синергии). А. обладает приспособительной
вариативностью и пластичностью, свойственными тому уровню, на котором он
реализуется, поэтому его нельзя рассматривать как стойкий стереотип. А.
представляет собой не самостоятельное движение, а подсистему коррекций, не
требующих своего осознания. (А. И. Назаров.)
АВТОНОМИЯ (от
греч. autos — сам + nomos — закон) — (в возрастной психологии) стадия
нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для
своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как третий этап морального
развития личности после гетерономии (или конвенциональной морали) и аномии (доморального этапа). См. также И.
Кант, Подростковый возраст.
АВТОНОМНАЯ (или
малая) РЕЧЬ (англ. telegraphic speech) — один из
ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Л.
С. Выготский, А. Р. Лурия и др.). Син. телеграфная речь.
По форме «слова» А. р. — это по большей части результат
искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., «коко» вместо «молоко», «ко но» вместо «спокойной ночи» и т.
п.).
Характерными психологическими особенностями А. р. являются:
1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений «слов», их
неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из первой особенности способ «обобщения» — объединение в одном слове
разнородных предметов, в отличие от классификации на основе развернутой речи,
отражающей общественный опыт; 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.
А. р. может принимать более или менее развернутые формы и
сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не
только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом.
Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых,
исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством
профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р.
В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное
разъединение.
АВТОРЕФЕРАТ (от
греч. autos — сам + от лат. referre — сообщать) —
краткое изложение научного произведения (напр. диссертационного исследования)
самим автором.
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
(англ. authoritarian personality) —
комплекс личностных характеристик, включающий, с одной стороны, переменные
когнитивного стиля (ригидность, нетерпимость к неопределенности и
когнитивной сложности, догматизм) и социально-политические установки — с другой
(конформизм, консерватизм, этноцентризм, антидемократизм, предубеждения к
меньшинствам, расистские взгляды).
Концепция А. л. разрабатывалась философами, социологами и
психологами т. н. франкфуртской школы (сотрудники
Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне), перед которыми были
поставлены задачи выяснения психологических корней антисемитских и
профашистских настроений. Ее главными теоретиками были Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Понятие и термин «А. л.» предложил Э. Фромм в
рамках своего учения о социальных характерах. Большую известность концепция А.
л. получила благодаря выходу в свет в 1950 г. коллективной монографии: Adorno T. W., Frenkel-Brunswik K., Levinson D. J., Sanford R. N. The authoritarian personality (N. Y.: Harper
& Row, 1950). В ней
были изложены результаты исследований, которые проводились под руководством
Теодора Адорно (1903-1969).
Для диагностики А. л. разработано множество опросников, в т.
ч. шкала антисемитизма (A-S scale), шкала этноцентризма (E scale), шкала
политико-экономического консерватизма (PEC scale), а также California F scale
(«F» означает фашизм).
Критики концепции указывали, в частности, на неоднозначные
отношения между переменными когнитивного стиля и социополитическими
ориентациями людей (примитивный когнитивный стиль м. б. как у консерваторов,
так и у левых бунтарей-нонконформистов), между этими ориентациями и реальным
поведением. Недостаточно эмпирически обоснованно выдвигавшееся теоретиками
франкфуртской школы представление о формировании синдрома А. л. под влиянием г.
о. семейных практик воспитания. (Б. М.)
АВТОРИТАРНОСТЬ (от
лат. auctoritas — власть, влияние) — социально-психологическая
характеристика стиля руководства и лидерства, особенностями которого являются:
жесткая централизация руководителем (лидером) своих управленческих функций,
сосредоточение в его руках всей полноты власти, подавление инициативы
подчиненных («ведомых»), недопущение их к решению важнейших вопросов совместной
деятельности, преимущественное использование приказов и распоряжений, различных
форм наказания для осуществления на них соответствующего воздействия. Син.
автократичность.
АВТОФИЛИЯ (от
греч. autos — сам + phileo — люблю) — самолюбование.
Считается устаревшим словом.
АГА-ПЕРЕЖИВАНИЕ (англ.
A-ha experience) — эмоциональное переживание, связанное с
внезапно найденным решением и пониманием проблемы; эмоциональный компонент инсайта (ага-реакции). Термин предложен
К. Бюлером (1922). Син. чувство озарения. См. Эвристика.
АГАСФЕР.
1. Имя легендарного «вечного жида». Согласно старинной
легенде, иерусалимский сапожник Агасфер оскорбил и ударил Христа, за что был
осужден на вечное скитание. Легенда об Агасфере нашла свое отражение в
произведениях многих писателей (Гете, Жуковского, Беранже, Ленау, Кине и др.).
2. В переносном смысле — человек, скитающийся всю жизнь, не
находящий себе пристанища.
АГАСФЕРА СИНДРОМ — поведение
психопатических личностей с физической зависимостью от алкоголя или наркотиков,
проявляющееся в «скитаниях» по больницам с целью получения наркотических
средств; ради последнего прибегают к аггравации, симуляции и самокалечению.
АГГРАВАЦИЯ (от
лат. aggravare — делать тяжелее, отягощать) — мед. термин для
обозначения преувеличения больным тяжести нарушения здоровья, болезни. А.
следует отличать от симуляции, при которой демонстрируются признаки на самом
деле отсутствующего заболевания.
АГЕНС, АГЕНТ (от
лат. agens, род. падеж agentis — действующий).
1. В широком смысле любая причина, вызывающая те или иные
явления (в психике, природе, обществе и т. п.). Напр., с недавних пор стало
употребляться словосочетание «А. социализации». Об амнестических агентах см. Памяти физиологические механизмы.
2. Сотрудник к.-л. секретной службы (напр., разведки).
3. Проводник чьих-либо идей (ср. агент влияния).
4. В семантическом анализе текста термином «А.» обозначают
одушевленного участника ситуации, который непосредственным выполнением действия
контролирует ситуацию; др. словами, это субъект действия: инициатор,
исполнитель, «источник энергии», виновник действия. Примеры: «Петя идет в школу», «Чашка разбита Петей».
5. Лингвисту здесь безразлично, в силу каких причин «Петя
разбил чашку» (и идет в школу): случайно, вынужденно или добровольно-намеренно.
Однако в психологии, педагогике и т. д. есть тенденция к пониманию «агента» в
более узком смысле: личность с подавленной свободой воли, вынужденная выполнять
чужие приказы (ср. «личность, низведенная до состояния агента»). (Б. М.)
АГНОЗИЯ (от греч.
а — отрицат. частица + gnosis — знание) — нарушение
различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. А. связана с
поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга,
входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. Поражение первичных
(проекционных) отделов коры вызывает лишь элементарные расстройства
чувствительности (нарушение сенсорных зрительных функций, болевой и тактильной
чувствительности, снижение слуха). При поражении вторичных отделов коры больших
полушарий элементарная чувствительность у человека сохраняется, однако он
утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит
к нарушению процессов опознания в
разных модальностях.
Различают несколько основных видов А.: зрительные,
тактильные, слуховые.
Зрительные А.
возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры. Они проявляются в
том, что человек — при достаточной сохранности остроты зрения — не может узнать предметы и их изображения (предметная А.), различить
пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты (пространственная А.); у него нарушается
процесс опознания лиц при сохранности восприятия предметов и их изображений (А.
на лица, или прозопагнозия), нарушается способность
классифицировать цвета при сохранности цветового
зрения (цветовая А.), утрачивается способность различать
буквы (буквенная А.) (этот вид А. лежит в основе одной из
форм нарушения чтения, см. Алексия), резко сокращается объем одновременно
воспринимаемых объектов (симультанная А.).
Характер зрительных А. определяется стороной поражения и локализацией очага в
пределах вторичных корковых полей затылочных отделов больших полушарий и
прилегающих к ним теменных и височных областей.
Тактильные А. возникают при поражении вторичных
корковых полей теменной доли левого или правого полушария и проявляются в виде
расстройства опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей
своего тела, нарушении схемы тела (соматоагнозия).
Слуховые А. возникают при поражении вторичных
корковых полей височной доли. При поражении височной коры левого полушария
слуховая или слухоречевая А. проявляется в виде нарушения фонематического слуха, т.
е. нарушения способности различать звуки речи, что приводит к расстройству речи
(см. Афазия); при поражении височной коры правого полушария (у правшей)
возникает собственно слуховая А. — невозможность узнавания знакомых
немузыкальных звуков и шумов (напр.: лая собак, скрипа шагов, шума дождя и т.
п.) или амузия — невозможность
узнавания знакомых мелодий, расстройство музыкального
слуха. (Е. Д. Хомская.)
АГОНИСТИЧЕСКИЙ БУФЕР (англ.
agonistic buffer) — форма поведения в сообществах
животных, направленная на торможение агрессии
противника. Напр., Диг и Крук (Deag I. M., Crook J. Н., 1971), предложившие
этот термин, сообщили о наблюдавшихся у макак случаях, когда агрессия гасилась
тем, что один из противников брал на руки детеныша. (Б. М.)
АГОНИСТИЧЕСКОЕ
ПОВЕДЕНИЕ (англ. agonistic behavior) — воинственное
поведение. Во многих контекстах является синонимом термина «агрессивное
поведение», но имеется тенденция и к более широкому пониманию с включением в
него фактов активной обороны. (Б. М.)
АГОРАФОБИЯ (от
греч. agore — рыночная площадь + phobos — страх)
навязчивый страх по отношению к нахождению на открытом месте, площади, улице
и/или по отношению к скоплению людей. См. Навязчивые
состояния, Фобии.
АГРАММАТИЗМ (от
греч. agrammatos — нечленораздельный) —
ошибки в грамматическом построении активной речи
(экспрессивный А.) и в понимании
значения грамматических конструкций, выражающих семантические отношения с
помощью флексий (брат отца), предлогов (под, над), союзов (хотя,
несмотря на и т. д.) и порядка слов (платье
задело весло и весло задело платье) (импрессивный
А.). А. у взрослых возникает при различных формах афазии как проявление нарушений речи.
А. у детей может наблюдаться на ранних этапах развития речи,
а также при нарушениях слуха, препятствующих речевому общению и усвоению
сложных грамматических форм языка.
Явления А. м. б. обнаружены как в устной, так и в письменной
речи. См. Речи расстройства. (Т. В. Ахутина.)
АГРАФИЯ (от греч.
а — отрицат. частица + grapho — пишу) — нарушения письма,
возникающие при различных расстройствах речи
(см. Афазия, Алалия). Проявляются
либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов,
пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.
А. у детей — одно из проявлений алалии — следствие общего
недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко А. у
детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в
овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов. А. у
взрослых — одно из проявлений афазии. В этих случаях форма А. зависит от
локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой
височной области (у правшей) А. связана либо с нарушением фонематического слуха, либо
с дефектами слухоречевой памяти. При сохранном списывании с текста и
сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомых слов, цифр и
т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких
случаях больные смешивают звуки, близкие по фонематическим признакам (см. Фонемы), затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; в
тяжелых случаях письмо становится для больных полностью недоступным. При
поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга (у правшей)
А. бывает связана с нарушением кинестезической основы речевого акта (см. Кинестезии речевые). Больные ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции
(напр.: д, л, и), и
слабоартикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо. При поражении коры нижних
отделов левой премоторной области мозга (у правшей) А. возникает вследствие
нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая «кинетическая
мелодия» письма. Правильно воспроизводя отдельные буквы и даже слоги, больные
затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности
переключения с одного слога (или буквы) на др., что нарушает весь процесс
письма. При поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга А.
входит в синдром зрительных гностических расстройств. Возникают трудности
перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно
ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты
проявляются в самостоятельном письме, письме под диктовку, при списывании
текста. Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого
полушария мозга у правшей) больные вообще не могут написать графему,
соответствующую тому или иному звуку; зрительные образы букв распадаются;
изображенные больными буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое
нарушение письма получило название оптической
А. Специальную форму А. составляют нарушения письма, возникающие при
поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и др. виды
произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в
наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие
дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания
букв. (Л. С. Цветкова.)
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ЖИВОТНЫХ (англ. aggressive behavior) —
поведение, направленное против представителей того же или др. видов животных.
Различают истинную и мнимую борьбу животных. Истинная борьба возникает между
хищником и жертвой. Преобладающая форма проявления внутривидового А. п. ж., в
частности самцов-соперников, — мнимая (или ритуализованная) борьба. Нападению
предшествуют специфические предупреждающие сигнальные движения или звуки,
сменяемые запугиванием. Эти движения строго соответствуют виду животных и
выполняются в определенной, генетически фиксированной последовательности. А. п.
ж. имеет большое биологическое значение: оно способствует рассредоточению
животных в районе обитания, а у стадно живущих животных — установлению
отношений в стаде (см. Групповое
поведение животных). Велика роль
А. п. ж. в половом отборе, его элементы встречаются и в брачном поведении.
АГРЕССИЯ (от лат.
aggressio — нападение) —
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред
объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб
людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания,
состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Выделяются след. виды А.: 1) физическая А. (нападение) — использование физической силы против
др. лица или объекта; 2) вербальная А.
— выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через
содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая А. — непосредственно
направленная против к.-л. объекта или субъекта; 4) косвенная А. — действия, которые окольным путем направлены на др.
лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью
и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами,
битье кулаками по столу и т. п.); 5) инструментальная
А., являющаяся средством достижения к.-л. цели; 6) враждебная А. — выражается в действиях имеющих целью причинение вреда
объекту агрессии; 7) аутоагрессия —
А., проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных
повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая
А., имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.
Агрессивное поведение
— одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и
психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.
п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения
проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой
и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для
субъекта окружением (см. Аффективные дети). Агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения к.-л. значимой цели; 2) способа психологической
разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и
самоутверждении. Основные теоретические подходы к исследованию А. м. б.
обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационнный (см. Гипотеза фрустрации—агрессии) и бихевиористский. (С. Н. Ениколопов.)
АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ
(англ. adaptation syndrome) —
совокупность адаптационных реакций организма (человека и животных), носящих
общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и
продолжительности неблагоприятные воздействия — стрессоры. Функциональное
состояние, развивающееся под
действием стрессоров, называется стрессом.
Понятие А. с. было предложено канадским физиологом-эндокринологом Гансом Селье
(1936). Основными симптомами А. с. являются увеличение коры надпочечников,
уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов, нарушение обмена
веществ с преобладанием процессов распада. В развитии А. с. обычно выделяют 3
стадии. 1-я — «стадия тревоги» — продолжается от нескольких часов до 2
сут и включает две фазы — шока и противошока, на последней из которых
происходит мобилизация защитных реакций организма. Во время 2-й стадии А. с. —
стадии сопротивляемости — устойчивость организма к различным воздействиям
повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению,
либо сменяется последней стадией А. с. — стадией истощения, которая может
окончиться гибелью организма (см. Адаптация).
АДАПТАЦИЯ (от
лат. adaptare — приспособлять) — в широком
смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А.
человека имеет два аспекта: биологический
и психологический.
Биологический аспект А.
— общий для человека и животных — включает приспособление организма (биологического
существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре,
атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а
также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или
ограничению его функций (см. также Акклимация). К проявлениям биологической А.
относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация (см. А.
сенсорная). У животных А. к таким
условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей
регуляции функций организма, человек же использует разнообразные
вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища,
одежду, средства передвижения, оптическую и аккустическую аппаратуру и т. д.).
Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической
регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его
адаптационные возможности.
Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет
большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской
психологии, эргономики и др.
Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на
неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия),
которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а
иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом.
Психологический
аспект А. (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) — приспособление
человека как личности к существованию
в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления
индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя
осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и
применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. —
взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная
деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной А. являются
общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Особые трудности социальной А. испытывают лица с
психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т.
д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в
повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и
компенсации отсутствующих функций (см. Специальная
психология).
Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В
дополнение к отмеченным сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным
условиям жизни и деятельности, в психологии изучались процессы А. к
инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое
имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности
восприятия в данных условиях.
Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии
возникла новая и самостоятельная отрасль под названием «экстремальная психология», которая
исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях
существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях,
высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.)
Добавление: Психологический
аспект процессов А. живых существ заключается, прежде всего, в адаптационной
трактовке поведения и психики. С эволюционной т. зр. возникновение психической
деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и
способов биологической адаптации. Без этого механизма эволюция жизни
представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает
биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся,
нестационарным условиям среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов (1866-1936) в
своей небольшой работе «Эволюция и психика» (1922). Эта линия подхвачена
теоретиками поведенческой экологии (напр.,
Кребс и Дэвис, 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения
поведения для выживания в эволюционном аспекте.
Несомненно, что в структуре образа жизни животных, начиная с
простейших, существенную роль играют поведенческие А. Взгляд на поведение и его
психическую регуляцию как на активные формы А. развивался многими психологами
т. н. функционалистской ориентации. У истоков функционализма в психологии стоял, как известно, У.
Джемс, но ранний функционализм не
сумел даже выдвинуть программу экоповеденческих и экопсихологических
исследований. Тем не менее функционализм дал, в принципе, верное теоретическое
представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы
поведения и психических процессов. На базе этого представления Ж.
Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Сам
Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что интеллект выполняет функцию А. к новой (для индивида и биологического
вида) обстановке, тогда как навык и инстинкт служат А. к повторяющимся обстоятельствам. Причем
инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже
является А. к новой для индивида (но не для вида) ситуации. Но лишь с реальным
развитием зоопсихологии и этологии пришло понимание и обоснование
необходимости изучения психики и поведения в структуре (контексте) того целого,
которое называется образом жизни.
Эта мысль не утрачивает своей справедливости и при переходе в область
психологии человека (см. Экологическая
психология). (Б. М.)
АДАПТАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ (англ.
visual adaptation) — приспособление чувствительности глаза (и всей зрительной системы) к различным
условиям освещения. Различают А. з. к свету (световая А. з.) и темноте
(темновая А. з.). А. з. к свету в норме происходит в течение 1 мин. При
нормальном состоянии зрительного анализатора она зависит от интенсивности и
яркости воздействующего на глаз света.
А. з. к темноте продолжается значительно дольше. За первые
30-45 мин происходит повышение световой
чувствительности в 8-10 тыс. раз. Однако процесс А. з. идет и в течение
последующих часов пребывания в темноте, достигая максимума примерно на 2—3-м ч.
А. з. к темноте (сумеречному свету) происходит в результате 1) фотохимических
реакций в сетчатке (восстановление зрительного пурпура); 2) переключения зрения
с колбочкового на палочковый рецепторный аппарат; 3) увеличения площади
рецептивных полей (пространственная суммация); 4) увеличения площади зрачка. А.
з. измеряют с помощью специальных приборов, называемых адаптометрами. См. Гемералопия, Зрение, Фоторецепторы. (Г. Н. Ильина.)
|