В 90-е годы Чехова тревожит не только
догматическое отношение человека к истине, которое может причинить России много
бед. Оборотной стороной фанатической активности является общественная
пассивность. На эту тему Чехов написал рассказ «Палата № 6», который
по праву считается вершиной его реализма. Палата № 6 — это флигель для
умалишенных в провинциальной больнице. Но его описание у Чехова как бы
раздваивается: то ли это сумасшедший дом, то ли тюрьма. Реализм на грани
символа есть и в портретах служителей палаты. Сторож Никита: «суровое, испитое
лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки» — лицо-символ,
лицо, типичное и в больнице для умалишенных, и в тюрьме, и в полицейской
будке.
Столь же емки и характеры центральных героев
повести. Вот больной Громов, российский интеллигент, страдающий манией
преследования: «Достаточно малейшего шороха в сенях или крика на дворе, чтобы
он поднял голову и стал прислушиваться: не за ним ли это идут? Не его ли ищут?»
— вековой недуг вольнодумной русской интеллигенции, вековая судьба
преследуемой, объявляемой вне закона и здравого смысла, но живой и упорной
русской мысли!
Символичен тут и другой мотив: в заведомо
извращенном мире, живущем бездумно, по инерции, нормальным оказывается
сумасшедший человек. Громов, пожалуй, самая честная и благородная личность в
рассказе. Он один наделен острой реакцией на зло и неправду. Он один протестует
против насилия, попирающего правду. Он один верит в прекрасную жизнь, которая
со временем воцарится на земле.
Антипод Громова доктор Рагин убежден, что
общественные перемены бесполезны: зло неискоренимо, его сумма пребывает в мире
неизменной, а потому нет смысла бороться с ним. У человека один достойный
выход — уйти в себя, в свой внутренний мир. Свободное мышление — и презрение к
суете мирской! Громов спорит с Рагиным. Он возмущен: «Удобная философия... и
совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь», «Страдания презираете, а небось
прищеми вам дверью палец, так заорете во все горло!».
Эти споры подслушивает недоброжелательный
сослуживец Рагина и строчит донос. А поскольку политическая неблагонадежность
искони считалась в России сумасшествием (вспомним судьбу Чаадаева в жизни и
Чацкого в литературе), Рагина сажают в палату № 6. Наступает возмездие за его
«удобную» философию. Герой теряет спокойствие, бунтует, хочет убить сторожа
Никиту, бежать, восстановить справедливость. Он «кричит во все горло». Но с
протестом Рагин опоздал. Он умирает от железных кулаков Никиты и сердечного
удара.
Чехов обличает в рассказе пассивность русской
интеллигенции. Он считает, что природе человека присуща живая реакция на зло.
Она неудержима и законна даже и в том случае, если ясные средства борьбы с этим
злом еще не найдены, если она безотчетна и стихийна. Символический смысл
чеховского рассказа почувствовали многие современники. Н. С. Лесков писал:
«Всюду палата № 6. Это — Россия... Чехов сам не думал того, что написал (он мне
говорил это), а между тем это так. Палата — это Русь!» |