Центральная мысль «Записок охотника» —
гармоническое единство жизнеспособных сил русского общества. Деловитость Хоря
и романтическая настроенность Калины-ча — эти качества русского национального
характера не конфликтуют в тургеневской книге. Вдохновленный мыслью о единстве
всех живых сил нации, Тургенев с гордостью писал о способности русского
человека легко поломать себя: «Он мало занимается своим прошедшим и смело
глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и
подавай, а откуда оно идет, — ему все равно». По существу, здесь уже прорастало
зерно будущей базаровской программы и даже базаровского культа своих ощущений.
Но тургеневский Хорь, к которому эта характеристика относилась, не был лишен
сочувственного понимания лирически-напевной души Калиныча; этому деловитому
мужику с государственным складом ума не были чужды сердечные порывы, «мягкие,
как воск» поэтические души.
В романе «Отцы и дети» единство живых сил национальной
жизни взрывается социальным конфликтом. Аркадий в глазах радикала Базарова —
размазня, мяконький либеральный барич. Базаров уже не может и не хочет
признать, что мягкосердечие Аркадия и голубиная кротость Николая Петровича еще
и следствие художественной одаренности их натур, романтических, мечтательных, склонных к музыке и поэзии. Эти качества
Тургенев считал глубоко русскими, ими он наделял Калиныча, Касьяна, Костю,
знаменитых певцов в «Записках охотника». Они столь же органично связаны с
народной жизнью, как и порывы базаровского отрицания. Но в «Отцах и детях»
единство между ними исчезло, возник раскол, коснувшийся не только
политических, социальных, но и непреходящих, вечных ценностей жизни. В способности
русского человека легко «поломать себя» Тургенев увидел теперь не столько
великое наше преимущество, сколько опасность разрыва связи времен.
Русская литература всегда выверяла устойчивость
и прочность общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с
изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет
дальше, к столкновениям общественного, политического характера. Но семейная
тема в романе сохраняется и придает освещению основного конфликта особую
глубину. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческого
общежития не поглощают содержания семейной жизни. Отношение сыновей к отцам не
замыкается только на родственных чувствах, а распространяется далее, на
«сыновнее» отношение к прошлому и настоящему Отечества, к тем
историческим и нравственным ценностям, которые должны наследовать дети.
«Отцовство» предполагает покровительственное и любовное отношение старших к
идущим на смену молодым, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.
Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают
друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость
преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает
жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия в представлении Тургенева.
Существо конфликта между отцами и детьми лежит в
самой природе вещей. Начиная первое знакомство с нигилизмом не через Базарова,
а через его ученика — Аркадия, Тургенев хочет показать читателю, что в Аркадии
Кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности со
всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия — это
живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость
отношения к традициям, преданиям, авторитетам.
Конфликт Аркадия с Николаем Петровичем в начале
романа очищен от политических и социальных осложнений: представлена неизменная
и вечная, родовая его суть. Оба героя любуются весной. Казалось бы, тут-то им и
сойтись! Но уже в первый момент обнаруживается драматическая несовместимость
их чувств. У Аркадия — молодое, юношеское восхищение весной: в нем предчувствие
еще не осуществленных, рвущихся в будущее надежд. А у Николая Петровича свое
чувство весны, типичное для умудренного опытом человека. Базаров грубо прервал
стихи Пушкина, но Тургенев уверен, что у читателей его романа они на слуху:
Или не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов...
Мысли отца в прошлом, его «весна» далеко не
похожа на «весну» Аркадия. Воскресение природы пробуждает в нем воспоминания о
невозвратимой весне его юности, о довременно ушедшей жене Марии, которой не
суждено пережить радость встречи с сыном, о скоротечности жизни и
кратковременности человеческого счастья на земле. Николаю Петровичу хочется,
чтобы сын разделил с ним эти чувства. Но сердечно понять их Аркадий не
может, потому что молодость лишена душевного опыта взрослых и не виновата в
том, что она такова. Получается, что самое сокровенное и интимное остается
одиноким в отцовской душе, непонятым и неразделенным жизнерадостной, неопытной
юностью. Каков же итог встречи? Сын остался со своими восторгами, отец — с
неразделенными воспоминаниями, с горьким чувством обманутых надежд.
Казалось бы, между отцом и сыном разверзается
непреодолимая пропасть. Но природа преодолевает ее энергией сыновней и
родительской любви. Сыновняя любовь основана на благоговейном отношении детей
к родителям, прошедшим трудный жизненный путь. Она ограничивает свойственный
юности эгоизм. А если случается порой, что заносчивая юность переступает черту
дозволенного ей природой, навстречу этой заносчивости встает любовь отцовская
с ее беззаветностью и добрым снисхождением. Вспомним, как ведет себя Николай
Петрович, сталкиваясь с юношеской бестактностью Аркадия: «Николай Петрович
глянул на него из-под пальцев руки... и что-то кольнуло его в сердце... Но он
тут же обвинил себя».
Тургенев потому и начинает свой роман с описания
столкновений между отцом и сыном Кирсановыми, что здесь торжествует жизненная
норма. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия своими отношениями на семейном
уровне оттеняют и проясняют опасные отклонения жизни от нормы, от проторенного
веками русла, когда эта жизнь вышла из своих берегов. Беспощадные схватки
Базарова с Павлом Петровичем постоянно завершаются мирными спорами Аркадия с
Базаровым: Аркадий своей непритязательной простотой пытается урезонить хватающего
через край друга. Ту же роль при Павле Петровиче играет его брат Николай. Своей
житейской добротой и терпимостью он пытается смягчить чрезмерную заносчивость
уездного аристократа.
Усилия отца и сына предотвратить разгорающийся
конфликт тщетны, но они проясняют трагизм ситуации. Конфликт романа «Отцы и
дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается. Но трагизм социальной и политической
коллизии выверяется нарушением «первооснов\ существования — «семейственности» в
связях между людьми. И если в «Записках охотника» утверждался эпос как живая
форма национальной общности, то в «Отцах и детях» торжествует трагедия как
выражение общенационального кризиса и распада.
Ровно за два месяца до окончания романа Тургенев
писал: «Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения —
те, в которых обе стороны до известной степени правы». Этот принцип
трагической коллизии положен в основу «Отцов и детей». Две партии русского
общества претендуют на полное знание народной жизни, на полное понимание ее
истинных потребностей. Обе мнят себя исключительными носителями правды и потому
крайне нетерпимы друг к другу. Обе невольно впадают в односторонность и
провоцируют катастрофу, трагически разрешающуюся в финале романа. |