Напряженная работа Чехова над искусством слова
сопровождалась всю жизнь не менее напряженным трудом самовоспитания. «Надо
себя дрессировать», — заявлял Чехов, а в письме к жене с удовлетворением
отмечал благотворные результаты работы над собой: «Должен сказать тебе, что от
природы характер у меня резкий... но я привык сдерживать себя, ибо распускать
себя порядочному человеку не подобает». Проницательный взгляд большого
русского художника И. Е. Репина при первой встрече с Чеховым заметил именно
эту особенность его натуры: «Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ
преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних
увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с
удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества».
Стремление к свободе и связанная с ним энергия
самовоспитания являлись наследственными качествами чеховского характера. «Что
писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости,
— говорил Чехов одному из русских писателей. — Напишите-ка рассказ о том, как
молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и
студент, воспитанный на чинопочитании... выдавливает из себя по каплям раба и
как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет
уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...» В этом совете Чехова явно
проскальзывают автобиографические интонации, суровость нравственного суда,
столь характерная для лучшей части русской демократической интеллигенции.
Вспомним Базарова: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну, хоть как я,
например... А что касается времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же
лучше оно зависит от меня».
Антон Павлович Чехов родился 17(29) января 1860
года в Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец и дед его были крепостными
крестьянами Воронежской губернии. Они принадлежали помещику Черткову, отцу В.
Г. Черткова, ближайшего друга и последователя Л. Н. Толстого. Первый Чехов,
поселившийся в этих краях, был выходцем из северных русских губерний. В старину
среди мастеров литейного, пушечного и колокольного дела выделялись крестьянские
умельцы Чеховы, фамилия которых попала в русские летописи. Не исключено, что
род, Чеховых вырастал из этого корня, так как в их семье нередко употребляли
такое произношение фамилии — Чо-ховы. К тому же это была художественно
одаренная семья. Молодые Чеховы считали, что талантом они обязаны отцу, а душой
— матери. Смыслом жизни их отца и деда было неистребимое крестьянское стремление
к свободе. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда к 1841 году
выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, завел в
Таганроге собственное торговое дело. Из крепостных мужиков происходило и семейство
матери писателя Евгении Яковлевны, таким же образом складывалась и его судьба.
Дед Евгении Яковлевны и прадед Чехова Герасим Никитич Морозов, одержимый тягой
к личной независимости и наделенный крестьянской энергией и предприимчивостью,
ухитрился выкупить всю семью на волю еще в 1817 году.
Отец Чехова и в купеческом звании сохранял
характерные черты крестьянской психологии. Торговля никогда не была для него
целью существования. Напротив, с помощью торгового дела он добивался свободы и
независимости. Семья Чеховых стремилась к просвещению и сознавала значение
духовной культуры. Всех детей отец определил в гимназию и даже пытался дать им
домашнее образование, обучая французскому языку и музыке: «Отец и мать придавали
особенное значение языкам, и когда я только еще стал себя сознавать, мои
старшие два брата, Коля и Саша, уже свободно болтали по-французски. Позднее
явился учитель музыки...»
Сам Павел Егорович был личностью незаурядной и
талантливой: он увлекался пением, рисовал, играл на скрипке. «Приходил
вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: отец любил петь по нотам и
приучал к этому детей. Кроме того, вместе с сыном Николаем он разыгрывал дуэты
на скрипке, причем сестра Маша аккомпанировала на фортепиано», — вспоминал М.
П. Чехов.
Павел Егорович придерживался, конечно,
домостроевской системы воспитания. На долю детей выпадало многочасовое
стояние за прилавком торгового заведения отца с экзотической вывеской: «Чай,
сахар, кофе, мыло, колбаса и другие колониальные товары». «Я получил в
детстве,—
писал Чехов в 1892 году,
— религиозное образование и такое же воспитание — с церковным пением, с
чтением Апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с
обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне. И что же? Когда я
теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным;
религии у меня теперь нет. Знаете, когда, бывало, я и два мои брата среди
церкви пели трио «Да исправится» или же «Архангельский глас», на нас все
смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время
чувствовали себя маленькими каторжниками».
И все же не будь в жизни Чехова церковного хора
и спевок — не было бы и его изумительных рассказов «Художество», «Святой
ночью», «Студент» и «Архиерей» с удивительной красотой простых верующих душ, с
проникновенным знанием церковных служб, древнерусской речи. Да и утомительное
сидение в лавке не прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И. А.
Бунина, «раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка отца была
клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов».
Таганрог как богатый купеческий город славился
своим театром. Поступив в гимназию, Чехов стал завзятым театралом. Наделенный
от природы артистическими способностями, он вместе с братьями часто устраивал
домашние спектакли. Переодевшись зубным врачом, Антон раскладывал на столе
молотки и клещи. В комнату со слезливым стоном входил старший брат Александр с
перевязанной щекой. Между врачом и пациентом возникал уморительный диалог,
прерываемый здоровым хохотом зрителей-домочадцев. Наконец Антон совал в рот
Александру щипцы и под дикий рев «пациента» вытаскивал «зуб» — огромную пробку.
Однажды Чехов переоделся нищим, явился к дядюшке Митрофану Егоровичу, который
не узнал племянника и подал милостыню в три копейки. Антон гордился этой монетой
как первым в жизни гонораром. А когда гимназисты организовали любительский
театр, на сцене его ставились пьесы, сочиненные Антоном, а также «Ревизор»
Гоголя и даже «Лес» Островского, где Чехов мастерски исполнил роль
Несчастливцева.
В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать
себя несостоятельным должником и бежать в Москву. Вскоре туда переехала вся
семья, а дом, в котором жили Чеховы, купил их постоялец. Оставшийся в
Таганроге Чехов с милостивого разрешения нового хозяина три года жил в бывшем
своем доме на птичьих правах. Средства к жизни он добывал репетиторством,
продажей оставшихся в Таганроге вещей. Из Москвы от матери шли тревожные
письма с просьбой о поддержке. Общее несчастье сплотило семью. Забывались
детские обиды. «Отец и мать, — говорил Чехов, — единственные для меня люди на
всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко
стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие
ставит их выше всяких похвал».
Чехов упорно борется в эти годы с двумя главными
пороками, типичными для таганрогских обывателей: глумлением над слабыми и
самоуничижением перед сильными. Следствием первого порока являются грубость,
заносчивость, чванство, надменность, высокомерие, зазнайство, самохвальство,
спесивость; следствием второго — раболепство, подхалимство, угодничество,
самоуничижение и льстивость. От этих пороков не было свободно все купеческое
общество, в том числе и отец писателя, Павел Егорович. Более того, в глазах
отца эти пороки выглядели едва ли не достоинствами, на них держался
общественный порядок: строгость и сила по отношению к подчиненным и
безропотное подчинение по отношению к вышестоящим. Изживая в себе эти пороки,
Чехов постоянно воспитывал и других, близких ему людей. Из Таганрога он пишет в
Москву своему брату Михаилу: «Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу
свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь?..
Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом... перед умом, красотой,
природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство.
Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и
знай, что честный малый не ничтожность».
Постепенно растет авторитет Чехова в семье. Его
начинает уважать и прислушиваться к его словам даже отец, Павел Егорович. А с
приездом Антона в Москву, по воспоминаниям Михаила, его воля «сделалась
доминирующей. В нашей семье появились неизвестные дотоле, резкие отрывочные
замечания: «Это неправда», «Нужно быть справедливым», «Не надо лгать» и так
далее». Среди писем, в которых Чехов пытался благотворно подействовать на
безалаберных своих братьев, особенно выделяется наставление Николаю, в котором
Антон развертывает целую программу нравственного самоусовершенствования: «Воспитанные
люди, — пишет он, — должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому
всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они сострадательны не к
одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь
простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи как огня... Они не болтливы и
не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам
они чаще молчат... Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты,
как знакомства с знаменитостями... Истинные таланты всегда сидят в потемках, в
толпе, подальше от выставки... Далее Крылов сказал, что пустую бочку слышнее,
чем полную...»
В 1879 году Чехов окончил гимназию, которая, по
его словам, более походила на исправительный батальон. Но из среды учителей
Антон выделял Ф. П. Покровского, преподавателя Священной истории, который на
уроках с любовью говорил о Шекспире, Гете, Пушкине и особенно о Щедрине,
почитаемом им. Заметив в Чехове юмористический талант, Покровский дал ему
шутливое прозвище Чехонте, которое стало вскоре псевдонимом начинающего
писателя.
Приехав в Москву, Чехов поступил на медицинский
факультет Московского университета, который славился профессорами (А. И.
Бабухин, В. Ф. Снегирев, А. А. Остроумов, Г. А. Захарьин, К. А. Тимирязев),
пробуждавшими у студентов уважение к науке. Под их влиянием он задумывает
большое исследование «Врачебное дело в России», тщательно изучает материалы по
народной медицине, русские летописи. «Не сомневаюсь, занятия медицинскими
науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность, — говорил
Чехов впоследствии. — И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково
знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага — черта, и
воевать им положительно не из-за чего. Борьбы за существование у них нет. Если
человек знает учение о кровообращении, то он богат; если к тому же выучивает
еще историю религии и романс «Я помню чудное мгновенье», то становится не
беднее, а богаче, — стало быть, мы имеем дело только с плюсами. Потому-то гении
никогда не воевали, и в Гете рядом с поэтом прекрасно уживался естественник». |