Между «Пиром на весь мир» и предшествующей ему
по времени создания «Крестьянкой» у Некрасова возникла большая творческая
пауза, длившаяся не менее шести лет. Когда в феврале 1875 года у поэта
спросили, каков будет финал его произведения, Некрасов отвечал с иронией: «Если
порассуждать, то на белом свете не хорошо жить никому». Тогда же в беседе с Г.
И. Успенским Некрасов сказал саркастически, что счастливцем будет у него
«спившийся с круга человек», повстречавшийся странникам в кабаке. Но такой
финал поэмы противоречил основному пафосу: ведь это был замысел книги, полезной
для народа. Скептические суждения поэта скорее свидетельствовали о переживаемом
им творческом кризисе, из которого он вышел лишь к 1876 году. Почему?
Обычно замысел «Пира...» связывают с начавшимся
в 1871 году «хождением в народ» революционно настроенной молодежи. Однако вряд
ли это так. «Хождение в народ» началось в первой половине 1870-х годов и уже к
1874 году закончилось катастрофой — арестами и судебными процессами 193-х и
50-ти. Некрасов не мог не восхищаться самоотвержением молодых революционеров,
но и не мог, как народный поэт, не сознавать, что их подвиг трагически обречен.
Не отсюда ли идут пессимистические настроения, охватившие тогда Некрасова? Не
потому ли появившийся в черновом наброске вариант о «чахотке и Сибири» поэт
решительно вычеркнул потом из характеристики своего « народного заступника » ?
К середине 1870-х годов в умонастроениях
народолюби-вой молодежи произошел назревавший исподволь перелом. Убедившись в
бесплодности революционного «вспышкопу-скательства», молодежь, осевшая в
деревне, все более втягивалась в столь нужную для России созидательную работу
— организацию школ, больниц, библиотек, агрономию и ветеринарию, подъем
культуры сельского хозяйства. С этой частью молодежи начинала сближаться так
называемая «третья сила» в русском общественном движении — выраставшая в
провинциальных земских учреждениях прослойка из сельских врачей, учителей,
агрономов, волостных и уездных писарей, сельского духовенства. Это были люди
из низов, получившие в пореформенных условиях доступ к образованию и
вернувшиеся в деревню с добрыми намерениями «жить для счастия убогого и темного
родного уголка». И. С. Тургенев в романе «Новь» благословил эту новую, «третью
силу», поднимавшуюся от земли, в лице своего Соломина, сочувствующего революционным
народникам, но избирающего для себя иной путь — практика-«постепеновца»,
чернорабочего русской истории. «Вспышкопускателей» сменяли в деревне работники,
способные «честное дело делать умело».
В апреле 1877 года Некрасов ответил на письмо
сельской учительницы А. Т. Малоземовой, в котором она писала, что чувствует
себя счастливым человеком, так как отдает все свои силы народу и старается
воспитывать у крестьянских детей сознание человеческого достоинства. Некрасов
сказал: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей
поэмы...»
Именно в такой, может быть, негромкой, но
повседневной трудовой жертвенности русского интеллигента умирающий Некрасов
увидел ярко выраженные созидательные начала. Вот почему в 1876 году он
преодолел творческий кризис и приступил к работе над замыслом новой, финальной
части поэмы — «Пир на весь мир». |