В. ШЕКСПИР «ГАМЛЕТ»
Английский драматург эпохи Возрождения
Вильям Шекспир (1564—1616)
был одним из величайших художественных гениев, создавших непревзойденные
образцы драматических произведений разных жанров. Одним из прославленных его творений является трагедия «Гамлет, принц
датский» (1601 год). По масштабу
поставленных в ней общественно психологических проблем, по богатству философского содержания, тонкости и глубине характеристик «Гамлет»
принадлежит к числу известнейших
произведений мировой культуры.
В
основе сюжета «Гамлета» лежит старинная сага, записанная датским летописцем еще в XII веке и повествующая о том, как юный
принц Гамлет, притворившийся безумным, отомстил за убийство своего отца.
О
трагедии В. Шекспира написано более двух тысяч книг, выдвинуто множество теорий. Главное
содержание всех споров составляет
характер Гамлета. Критикам, литературоведам и читателям, рассуждающим о
трагедии, понятно, что эта пьеса не о борьбе за наследные права, не история мести за короля отца, не летопись дворцовых интриг, не
история печальной любви и
сумасшествия принца Гамлета. Это трагедия о Гамлете, его сомнении в добре, честности
людской, смысле жизни.
Каким ничтожным, плоским и тупым Мне кажется весь свет в своих движеньях! Какая грязь! И все
осквернено...
(Акт 1, сцена 2)
Гамлет, как человек эпохи
Возрождения, ощущает себя всемогущим: он книгочей, эрудит, воитель, друг, поэт, философ. Но одновременно он рефлексирует (то
есть размышляет, анализирует)
по поводу той бездны зла, против которой он пытается бороться. Это и делает Гамлета героем
трагедии.
Задачу,
поставленную перед ним Призраком, — отомстить за отца, заслонила иная, неизмеримо большая: изменить
преступный мир,
«вправить вывихнутый век». Убив Клавдия, Гамлет осуществляет свою личную месть. Титаническая задача о поражении самого зла остается неосуществленной.
Гамлет не может мириться с Данией,
источником зла, но он не может и изменить
«страну тюрьму». В этом источник его трагедии. Суть образа Гамлета — в
смятении, рефлексии, поиске, непримиримости,
в гуманистической вере в человека. «Он (Гамлет) воплощает неудовлетворенность души жизнью, где нет
необходимой ей гармонии» (Виктор Гюго,
из трактата «Вильям Шекспир»).
Гамлет относится
к так называемым «вечным» образам мировой
литературы. «Вечные» образы вобрали в себя черты, присущие людям, живущим в любую эпоху. Образ Гамлета
стал источником размышлений разных
русских писателей: И. Тургенева
(рассказ «Гамлет Щигровского уезда», эссе «Гамлет и Дон Кихот»), А. Блока («Я — Гамлет... холодеет
кровь...»), М. Цветаевой («Диалог
Гамлета с совестью»), Б. Пастернака («Гамлет»),
поэтов А. Ахматовой, О. Мандельштама, Д. Самойлова, В. Высоцкого. Гамлет стал образом символом, в нем видят воплощение судьбы яркой личности, не
смирившейся с мировым злом. Знаменитые актеры исполнители роли Гамлета (И. Смоктуновский, В. Высоцкий) прочитывают в нем
судьбу человека любой эпохи, столкнувшегося с непреодолимыми противоречиями.
Гамлет относится к так называемым «вечным» образам
мировой литературы. «Вечные» образы вобрали в себя черты, присущие людям, живущим в любую эпоху.