Тургенев еще раз проведет героя по тому лее
кругу, по которому он совершил один раз свой жизненный путь. Но теперь ни в
Марьине, ни в Никольском мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его
блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по
своей поэтической силе сцене смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет
ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его тревожная, но любящая жизнь душа.
Второй круг этих странствий сопровождают
последние разрывы Базарова с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и
Катей, с Одинцовой и, наконец, роковой разрыв с мужиком. Вспомним сцену
свидания Базарова с Тимофеичем. С радостной улыбкой, с лучистыми морщинами,
сердобольный, не умеющий лгать и притворяться, Тимофеич олицетворяет ту
поэтическую сторону народной жизни, от которой Базаров презрительно
отворачивается. В облике Тимофеича «сквозит и тайно светит» что-то вековое,
христианское: «крошечные слезинки в съеженных глазах» как символ народной
судьбы, народного долготерпения, сострадания. Певуча и одухотворенно поэтична
народная речь Тимофеича — упрек жестковатому Базарову: «Ах, Евгений
Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли Богу, сердце изныло на родителей на
ваших глядючи». Старый Тимофеич тоже ведь один из тех «отцов», к культуре
которых молодая демократия отнеслась не очень почтительно. «Ну, не ври», —
грубо перебивает его Базаров. «Ну, хорошо, хорошо! не расписывай», — обрывает
он душевные признания Тимофеича. А в ответ слышит укоризненный вздох. Словно
побитый, покидает несчастный старик Никольское.
Дорого обходится Базарову это подчеркнутое
пренебрежение поэтической сущностью жизни народной, глубиной и серьезностью крестьянской
жизни вообще. В подтрунивании над мужиком к концу романа появляется умышленное,
наигранное равнодушие, снисходительную иронию сменяет шутовство: «Ну, излагай
мне свои воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность
России, от вас начнется новая эпоха в истории...» Герой и не подозревает, что в
глазах мужика он является сейчас не только барином, но и чем-то вроде «шута
горохового». Неотвратимый удар судьбы читается в финальном эпизоде романа:
есть, бесспорно, что-то символическое и роковое в том, что смелый «анатом» и
«физиолог» губит себя при вскрытии трупа мужика. Есть и психологическое объяснение
неверному жесту Базарова. В конце романа перед нами смятенный, потерявший
самообладание человек. «Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже
походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась».
Суть трагического конфликта романа уловил критик
журнала Достоевского «Время» Н. Н. Страхов: «Глядя на картину романа спокойнее
и в некотором отдалении, мы легко заметим, что, хотя Базаров головою выше всех
других лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торжествующий,
поклоняемый, уважаемый, любимый и оплакиваемый, есть, однако же, что-то, что в
целом стоит выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь внимательнее, мы
найдем, что это высшее — не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их
воодушевляет. Выше Базарова — тот страх, та любовь, те слезы, которые он
внушает. Выше Базарова — та сцена, по которой он проходит. Обаяние природы,
прелесть искусства, женская любовь, любовь семейная, любовь родительская, даже
религия, все это — живое, полное,
могущественное, — составляет фон, на котором рисуется Базаров... Чем дальше мы
идем в романе... тем мрачнее и напряженнее становится фигура Базарова, но
вместе с тем все ярче и ярче фон картины».
Перед лицом смерти слабыми оказались опоры,
поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные
науки, обнаружив свое бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим
собой. И тут пришли на помощь к герою силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые
на дне его души. Именно их герой мобилизует на борьбу со смертью, и они
восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании. Умирающий
Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», и вот
душа героя освобождается от плотин, бурлит и пенится, как полноводная река.
Базаров умирает удивительно, как умирали у Тургенева русские люди в «Записках
охотника». Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному
концу. Почти по-пушкински прощается герой с возлюбленной и говорит языком
поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Любовь к женщине,
любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью
к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной для него:
«Тут есть лес». А «когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди,
один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении,
дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрогание ужаса
мгновенно отразилось на помертвелом лице». Вероятно, это тот самый «священный
ужас», о котором писал Пушкин в ответном послании митрополиту Филарету.
С уходом Базарова поэтическое напряжение романа
спадает, «полуденный зной» сменяет «белая зима» «с жестокой тишиной
безоблачных морозов». Жизнь входит в будничное русло, совершаются две свадьбы в
доме Кирсановых, выходит замуж «не по любви, а по убеждению» Анна Сергеевна
Одинцова. Но отблеск трагической смерти Базарова лежит на последних страницах.
Со смертью его осиротела жизнь. Осиротел и Павел Петрович, ему не с кем спорить
и нечем жить: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, приклонясь в
сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы,
потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься».
Так нарастает, ширится в эпилоге романа скорбная
тема сиротства, в бледных улыбках жизни чувствуются еще не выплаканные слезы.
Усиливаясь, напряжение достигает кульминации и разрешается строками финального
реквиема удивительной красоты и духовной мощи. В нем продолжается полемика с
отрицаниями любви и поэзии, с вульгарно-материалистическими взглядами на
сущность жизни и смерти, с теми крайностями базаров-ских воззрений, которые он
искупил своей трагической судьбой. Тургенев спорит с таким воззрением на жизнь
человека, которое сродни «великому спокойствию равнодушной природы».
Поэтическое, любящее существо — человек не может смириться с бездумным отношением
к гибели неповторимой и не заменимой никем человеческой личности. И цветы на
могиле Базарова призывают нас к «вечному примирению и к жизни бесконечной», к
вере во всесилие святой, преданной любви.
Искупая смертью свою односторонность, Базаров оставляет
миру позитивное, творческое, исторически ценное как в самих отрицаниях, так и в
том, что скрывалось за ними. Не потому ли в конце романа воскрешается тема народной,
крестьянской России, перекликающаяся с началом. Сходство двух этих картин очевидно,
хотя и различие тоже: среди российского запустения, среди расшатанных крестов и
разоренных могил появляется одна, «которую не топчет животное: одни птицы
садятся на нее и поют на заре». Герой усыновлен народной Россией, которая
помнит о нем. Две великие любви освещают могилу Базарова — родительская и
народная...
Итог тургеневского романа не похож на
традиционную развязку, где злые наказываются, а добродетельные вознаграждаются.
Применительно к «Отцам и детям» отпадает вопрос о том, на чьей стороне безусловные
симпатии или столь же безусловные антипатии писателя: здесь изображается
трагическое состояние мира, по отношению к которому такие категорические
вопросы теряют смысл. |