В январе 1847 года в культурной жизни России и в
творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В журнале
«Современник», который перешел в руки Некрасова и Панаева, был опубликован
очерк «Хорь и Калиныч». Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к
созданию целой книги под названием «Записки охотника». На причины популярности
этого очерка впервые указал Белинский: «Не удивительно, что маленькая пьеска
эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до
него к нему никто еще не заходил».
Публикацией «Хоря и Калиныча» Тургенев совершил
переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах
он увидел коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее
дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного
Калиныча потускнел образ их господина Полутыкина. В крестьянстве нашел
Тургенев «почву, хранящую жизненные соки всякого развития», а значение личности
«государственного человека», Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. «Из наших разговоров
с Хорем я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели,
— убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский
именно в своих преобразованиях». Тургенев нашел в жизни народа ту
значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в
основу художественного мира романа-эпопеи.
Наблюдения над характерами Хоря и Калиныча у Тургенева
не самоцель: «мыслью народной» выверяется здесь жизнеспособность или
никчемность «верхов». От Хоря и Калиныча эта мысль устремляется к русскому
человеку, к русской государственности. «Русский человек так уверен в своей силе
и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим
и смело глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему
и подавай...» А далее Тургенев выводит своих героев к природе: от Хоря и
Калиныча — к Лесу и Степи. Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности: его
усадьба располагалась посреди леса на расчищенной поляне. А Калиныч своей
бездомностью и душевной широтой сродни степным просторам, мягким очертаниям
пологих холмов, кроткому и ясному вечернему небу.
В «Записках охотника» сталкиваются друг с другом
две России: официальная, крепостническая, с одной стороны, и
народно-крестьянская, живая и поэтическая — с другой. И все герои, эту книгу
населяющие, тяготеют к этим двум полюсам — «мертвому» или «живому». Характер
помещика Полутыкина набрасывается в «Хоре и Калиныче» легкими штрихами:
походя упоминается о его французской кухне, о конторе, которая им упразднена.
Но «полутыкин-ская» никчемность в книге оказывается не столь случайной и
безобидной. Мы встретимся с барскими конторами в особом очерке «Контора», мы
увидим «полутыкинское» в жутковатом образе «мерзавца с тонкими вкусами», «культурного»
помещика Пеночкина.
Изображая народных героев, Тургенев тоже выходит
за пределы «частных» индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям
жизни. Характеры Хоря и Калины-ча, как два полюса магнита, начинают притягивать
к себе всех последующих живых героев книги. Одни из них тяготеют к поэтичному,
душевно-мягкому Калинычу, другие — к деловому и практичному Хорю. Устойчивые,
повторяющиеся черты героев проявляются даже в портретных характеристиках:
внешний облик Калиныча перекликается с портретом Степушки и Касьяна.
Родственных героев сопровождает, как правило, общий пейзажный мотив.
Живой, целостный образ народной России
увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не
просто изображаются на ее фоне, а выступают как продолжение ее стихий: из игры
света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из грозовой
ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная
фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную
связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.
Антикрепостнический пафос «Записок охотника»
заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил
галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» — крепостные, зависимые
люди, но крепостное иго не превратило их в рабов: духовно они свободнее и
богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных,
мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и
унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным
достоинством русского человека.
В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил
Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е
годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Образ «живой» России в ней
социально не однороден. Есть целая группа дворян, наделенных
национально-русскими чертами характера. Таковы, например, мелкопоместные
дворяне типа Петра Петровича Каратаева или однодворцы, среди которых
выделяется Овсянников. Живые силы нации Тургенев находит и в кругу культурного
дворянства. Василий Васильевич, которого охотник называет Гамлетом Щигровского
уезда, мучительно переживает свою беспочвенность, свой отрыв от России, от
народа. В «Записках охотника» показывается, что крепостное право враждебно как
человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это
общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.
Поэтому живые силы нации писатель ищет и в крестьянской, и в дворянской среде.
Любуясь деловитостью или поэтической одаренностью русского человека, Тургенев
подводит читателя к мысли о том, что в борьбе с общенациональным врагом должна
принять участие вся «живая» Россия, не только крестьянская, но и дворянская. |