Главная » 2013 » Декабрь » 8 » А. С. ПУШКИН (1799-1337) Эволюция идеала свободы в лирике А. С. Пушкина
15:55
А. С. ПУШКИН (1799-1337) Эволюция идеала свободы в лирике А. С. Пушкина
А. С. ПУШКИН
(1799-1337)
Эволюция идеала свободы в лирике А. С. Пушкина
Вся жизнь и творчество Пушкина пронизаны стремлением
к свободе, которую он ценил превыше всего и отстаивал в любых обстоятельствах. В разные периоды
творчества в зависимости от мировоззрения и художественного метода пушкинское понимание свободы изменялось. От понимания свободы как социально-политической категории в лицейский и ранний петербургскийпериоды до стремления обрести ее как особое внутреннее состояние души» не зависящее ни от каких
обстоятельств, в зрелые годы жизни, когда все надежды на общественные преобразования
и реформы рухнули, — таково направление эволюции
взглядов Пушкина.
Учась в Царскосельском лицее, он усвоил не только
передовые идеи своего времени, слушая лекции профессора Куницына по
естественному праву, но и дух независимости и уважения к собственному
достоинству, отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию. Вольнолюбивые стихи
лицейского периода написаны методом классицизма и выдержаны в духе французского Просвещения»
непримиримо относившегося к любой форме тирании. В стихотворении 1815 года
еЛицинню», используя условные образы римской истории, поэт говорит о проблемах
современности, об отсутствии свободы в том обществе,
в котором он живет. Деспотизм самодержавной власти, попирающий свободу народа, — это
главное зло, против которого восстал юный Пушкин.
Окончив Лицей и поступив на службу в Коллегию
иностранных дел, Пушкин поселяется в Петербурге. В это время он близко сходится с
будущими декабристами— членами «Союза благоденствия».
Многие стихи петербургского периода выражали политические концепции этой тайной
организации. В оде «Вольность», продолжившей традиции Радищева, поэт выступает как пламенный
защитник свободы и непримиримый борец против рабства» В соответствии с нравственными
идеалами Союза благоденствия истинный гражданин мыслился как суровый герой. Он не
имел права растрачивать себя на любовь, которая
расслабляет душу. Поэтому ода начинается отказом петь о любви и обращением к вольнолюбивой
музе.
В основу оды положены идеи Руссо о происхождении
царской власти, изложенные в его трактате «Об общественном договоре», широко известном
среди декабристов. Вслед за Руссо Пушкин утверждает, что цари получают свою власть
не от Бога, а на основании закона: «Владыки! вам венец и трон дает Закон — а не природа».
Под словом «закон» подразумевается договор, который царь заключает с народом,
В соответствии с договором царь обязан управлять своими
подданными в их интересах, а они повиноваться царю. Взаимное соблюдение условий договора
обеспечит свободу и процветание всему обществу. Нарушение закона какой-либо из сторон
приводит к катастрофе. Здесь Пушкин высказывает популярную среди декабристов идею
равенства всех граждан перед законом.
Однако с течением времени цари оказались тиранами
для своего народа. Они установили несправедливые юридические законы, которые
дали привилегии одним и сделали рабами других. Такую власть
Пушкин называет «неправедной*. Ее существование поддерживается предрассудками
— ложными представлениями о взаимоотношениях в человеческом обществе.
Выход из создавшейся ситуации, по мнению поэта,
возможен только благодаря царям» которых он призывает встать на путь
просвещения и освобождения своего народа от рабства. Пушкин описывает
случаи из истории, когда были нарушены условия общественного договора, и это привело
к трагическим последствиям. Один из таких случаев -- казнь Людовика XVIфранцузским
народом, доведенным до отчаяния злодеяниями королей, правивших ранее. Однако
вместо освобождения от тирании эта казнь навлекла на
французов более страшное проклятие — воцарение Наполеона, «самовластительного злодея*.
Другой случай — убийство русского императораПавла!, лишившего своих подданных свободы. Его
настигла ужасная смерть в собственном дворце. В конце стихотворения поэт обращается к владыкам
с призывом «склониться первыми главой под сень надежную закона», и тогда покой и вольность их народов станут надежной опорой их власти.
В стихотворении «Деревням крепостное право, позорящее
человеческое общество, объявляется плодом невежества и непросвещенности людей. В
его основе — насилие над человеческой личностью, которая по своей природе предназначена быть
свободной. Стихотворение состоит из двух противопоставленных друг другу частей. Первая —- это идиллия,
описывающая мирную» вдохновенную жизнь на
лоне прекрасной природы, а вторая —
это политический памфлет, изображающий
несправедливость в человеческом обществе,
В конце поэт* высказывает надежду увидеть свой народ неугнетенным, а рабство падшим «по манию царя».
Если в оде «Вольность* и в стихотворении «Деревня*
Пушкин выразил политические идеалы декабристов, то в послании «К Чаадаеву» он
изобразил эмоциональное состояние людей этого круга,
их нетерпеливое и пламенное стремление к свободе. В этом послании соединяются личные
и гражданские мотивы. Состояние страстного ожидания
свободы для отчизны поэт уподобляет томлению, с которым молодой влюбленный ждет
«минуты верного свидания».
Несмотря на отсутствие призывов к восстанию,
содержание стихов петербургского периода было слишком революционно. Александр I, недовольный
тем» что поэт «наводнил Россию возмутительными стихами», распорядился отправить
его в ссылку на юг страны.
Во время южной ссылки, совпавшей с увлечением
романтизмом, Пушкин расширяет свое понимание свободы. Теперь его привлекает свобода как
ничем не ограниченное состояние, и одним из ведущих становится мотив личной свободы. В
стихах появляется романтический образ узника, заключенного в темницу и лишенного воли, но
страстно мечтающего о ней. В стихотворении «Узник* 1822 года лирический герой, томящийся
за решеткой, с тоской смотрит на бескрайние морские просторы и горы, белеющие
вдали. Ему понятно состояние пленного орла, стремящегося быть
свободным как ветер, «гуляющий» в небесных просторах. Но такая свобода часто
остается недосягаемой для человека.
Пережитый Пушкиным в 1823 году кризис объясняется
разочарованием в результатах освободительного движения в Европе. Поэту, напряженно
наблюдавшему за ходом революционных событий в Греции, Португалии и Испании и ожидавшему
победы, было горько смириться с мыслью, что народ еще не созрел для свободы. Его
пессимистические настроения нашли свое выражение в стихотворении «Свободы сеятель пустынный.»»,
образы которого восходят к евангельской притче о сеятеле. Это стихотворение —
горькое признание крушения просветительских и
романтических иллюзий, прощание с ними. Поэт осознает, что его проповедь свободы была несвоевременной,
а потому бесплодной. Люди оказались не готовы к восприятию «живительного
семени* свободы, поэтому оно не дало всходов в их сердцах.
Ссылка в родовое село Михайловское, последовавшая
за южной, оказалась новым поворотным моментом в мировоззрении Пушкина и переходом
от романтического метода к реалистическому. Своеобразным прощанием с романтизмом как
литературным методом и романтическими представлениями о свободе стало стихотворение
«К морю», написанное уже среди сосновых лесовПсковской губернии. Центральный образ этого стихотворения
— образ моря, природной стихии, гордой и своевольной, движущейся по собственной
прихоти, ассоциируется со свободой. Однако свобода, свойственная природной стихии, недоступна
для человека, находящегося на берегу и обреченного на плен и неподвижность. Прощаясь с
морем, поэт обещает хранить верность идеалу свободы. Но его понимание свободы стало иным:
убедившись, что она — благо, неугодное тиранам,
суженное просвещением, он жаждет реализации той неутолимой потребности, которая всегда
живет в сердце человека.
После разгрома декабрьского восстания для Пушкина
наступают нелегкие времена, несмотря на внезапное освобождение из ссылки по
милости нового царя. Многие его друзья были сосланы в
Сибирь или на Кавказ, а некоторые казнены. В этих условиях для поэта было очень важно сохранить
верность идеалам юности, а также ободрить и поддержать тех, кто был причислен к государственным
преступникам. В стихотворении «Арионй, написанном в связи с годовщиной казни
пяти декабристов, Пушкин использует античную легенду. В форме аллегории он повествует
об освободительном движении и определяет свою роль в нем: «А я.*,
пловцам я пел*.*» Своими стихами поэт
воодушевлял и вдохновлял участников
движения, выражая их идеи и настроения в поэтической форме. Однако кораблекрушение привело к гибели всех, кто находился на борту. Уцелел лишь один певец. Выброшенный на сушу волной, он продолжает петь прежние гимны.
Чтобы вселить мужество в своих друзей, оказавшихся
«за затворами тюрьмы», Пушкин отправляет в Сибирь послание «Во глубине сибирских
руд...». В нем он стремится поддержать высокий дух в осуясденных и дает положительную оценку
всему, что они совершили. Поэт выражает надежду на их скорое освобождение, имея в виду
возможную амнистию: «Темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа...»
Анализу природы деспотической власти и рабства,
ее неизбежного спутника, посвящено стихотворение «Анчар», написанное в 1828 году. Вновь
обращаясь к представлениям французских философов-просветителе и о естественном праве,
утверждавшем, что все люди рождаются на свет равными,
поэт показывает, какое зло таится в искажении первоначальных отношений между людьми.
Ничем не ограниченная власть царя и бездумная покорность раба приводят к гибели
не только его самого, но и окружающих.
В поздний период творчества Пушкин приходит
к пониманию свободы как личной и творческой независимости, как достоинства
человеческой личности, которое он стремится отстаивать в
любых обстоятельствах, В стихах этого времени высказывается мысль, что счастье как осуществление
желаемого невозможно, но заменой ему служат «покой и воля». Мечта о побеге «в обитель
дальнюю трудов и чистых нег» в стихотворении 1834 года «Пора, мой друг, пора!..», обращенном
к жене, не связана с планами юности совершить бегство в Африку морем. Скорее
всего здесь выражено стремление быть верным себе, своему творческому призванию в любой ситуации,
перед лицом любого неблагополучия.
В стихотворении «(Из Пиндемонтн)» 1836 года
Пушкин подчеркивает, что человеку необходима «иная, лучшая» свобода, которая является
синонимом истинного счастья, истинных прав. Он
отказывается зависеть от царя, от народа, не хочет «для
власти, для ливреи* «гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи». Отмежевавшись от
всего, что унижает человека, поэт пришел к новому
пониманию свободной жизни. Это право личности неограниченно наслаждаться как красотой природы, которая создана творческим гением
Бога, так и произведениями искусства, созданными людьми, вдохновленными Богом.
В итоговом стихотворении 1836 года «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...* Александр Сергеевич Пушкин называет в качестве особой
заслуги перед народом свободолюбивый характер своей поэзии: «В мой жестокий век
восславил я Свободу...» Именно способность противостоять
«ужасному веку*, «жестокому веку*, не подчинить ему свою нравственность и свободу
выбора составила самую сущность Пушкина как человека
и как поэта.