Любовная
интрига
и общественный конфликт
в
комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
В основе сюжета пьесы А. С, Грибоедова «Горе от
ума» согласно классицистической традиции лежит любовная интрига. Однако по жанру эта пьеса
— общественная комедия, и основной конфликт здесь социальный. Он выражается в столкновении «века
нынешнего* с «веком минувшим». Конфликт
комедии оказывается шире любовного
сюжета. Эту особенность произведения отметил Гончаров в своем критическом
этюде «Мильон терзаний*: *Две комедии как будто вложены одна в другую: одна.,, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчали-ным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается,
в промежутке является неожиданно
другая, и действие завязывается
снова, частная комедия разыгрывается
в общую битву и связывается в один узел».
Сюжет комедии «Горе от ума» строится на развитии
«любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической системе амплуа.
Этот треугольник образуют героиня — Софья Фамусова, в свои семнадцать лет
расцветшая прелестно, и два героя — Чацкий и Молчалин. Один из них
наделен положительными чертами характера,
ему свойственно благородство, пылкость
чувств, способность на самоотверженные
поступки ради своей возлюбленной* Другой — «услужлив скромен, тих», но
за этими качествами скрывается карьеризм,
стремление к собственной выгоде, граничащее с подлостью, Однако оба героя выходят за рамки классицистических
амплуа. Молчалив, изображенный с негативной
авторской оценкой, удачлив в любви, именно
его выбирает Софья. Чацкий же, пафос изображения которого в основном положительный,
терпит крах в любви. Отступление от принципов
классицизма обнаруживается и в финале пьесы: порок не наказан, а
добродетель не торжествует. Молчалину почти
удалось избежать разоблачения, так как он до появления Фамусова скрывается у себя в комнате» а Чацкому вместо награды достается «мильон терзаний», он даже вынужден покинуть Москву*
Отличительная черта пьесы — наличие еще двух «любовных
треугольников*, которые, раскрываясь,
усиливают комизм положения» Абсолютно
уверенная в своем возлюбленном, Софья не
подозревает, что Молчалин не только не любит ее, но увлечен ее служанкой Лизой и даже пытается завоевать
ее расположение подарками* Лиза же, в свою очередь, безответно любит буфетчика Петрушу, Кроме того, с ней пытается безуспешно
флиртовать сам бария.
Конфликт комедии определяется столкновением жизненных
принципов консервативного фамусовского общества и Чацкого, представителя передовой
дворянской интеллигенции. Сюжет и конфликт,
связанные в один узел, развиваются параллельно. Все узловые моменты развития
сюжета комедии сопровождаются монологами
Чацкого, выражающего свою неприязнь к барской Москве, к косному
застойному быту, отсутствию
новизны в общественной жизни дворянства.
В экспозиции, сценах комедии,
предшествующих появлению Чацкого в доме
Фамусова, из разговора Софьи и Лизы становится
известно» что Софья когда-то любила Чацкого, с которым она в детстве воспитывалась. Однако три года назад он отправился путешествовать, и к началу действия комедии его в Москве нет. Теперь ей нравится
другой человек. Предпочитая Молча-лина Чацкому, Софья основывает свой выбор не просто на чувствах, а на осознании того, что жизненные принципы молодого вольнолюбца не соответствуют ее представлениям о семейном счастье.
Тогда как на Молчалина, по ее мнению, она вполне может положиться. Софья
осознает, что слишком беспокойный и
независимый Чацкий не будет покорным
мужем, над которым можно безраздельно
властвовать, как Наталья Дмитриевна властвует над Платоном Михайловичем.
Уже в экспозиции комедии намечается конфликт
между жизненными принципами героев,
по сути принадлежащих к разным общественным лагерям. По мере развития
действия этот конфликт будет развиваться и углубляться, пока не разрешится полным разрывом отношений между
его участниками.
При встрече с Софьей в монологе «Ну
что ваш батюшка?..* Чацкий слегка затрагивает
их общих знакомых, сетует на пустоту
интересов, на отсутствие положительного содержания в светской жизни Москвы. Хотя Чацкий настроен вполне миролюбиво и готов терпеть недостатки тех,
с кем ему предстоит жить, становится очевидно, что Софья к нему холодна.
В развитии любовной интриги, связанной со стремлением
Чацкого узнать, любит ли его Софья, а если
не его, то кого, окончательно выясняется,
что Софья предпочитает Молчалина. Она почти признается Чацкому в своей любви к скромному
секретарю ее отца, который кажется ей привлекательным. Развитие любовной линии во
втором действии дополняется общественными разногласиями, возникшими между Чацким и Фамусовым.
Один намек со стороны Чацкого на его возможное сватовство обнаружил, что
между ним и известным московским тузом существуют неразрешимые
противоречия, связанные с различным отношением к службе, карьере, управлению имением,
богатству, свободе суждений.
В монологе «И точно, начал свет глупеть...* Чацкий
противопоставляет два века: «век нынешний* и «век минувший* с их разными жизненными
ценностями. При этом Фамусов даже затыкает уши, не желая слушать молодого человека, улавливая в его речи крамольные настроения, В монологе «А судьи кто?* Чацкий последовательно излагает жизненную программу людей его круга, состоявших в активной оппозиции к властям и существующему порядку. В результате этих столкновений Чацкий оказывается нежелательным женихом для дочери Павла Афанасьевича
не только потому, что он небогат и не преуспел
в службе, а потому, что он «карбона-ри*,
он *хочет вольность проповедать*. Фамусов даже серьезно опасается, что Чацкий может втянуть его в беду.
Кульминация
в развитии конфликта и любовной интриги
наступает в третьем действии, Софья»
рассерженная нападками на Молчалина, намеренно объявляет Чацкого сумасшедшим, чтобы отомстить ему. Все гости
охотно верят этой клевете,
подхватывая, распространяют сплетню и
отворачиваются от человека, который высказывает опасные, с их точки зрения, убеждения. Сплетня объединяет любовный сюжет и общественный
конфликт. В момент, когда Чацкий произносит свой монолог о французике из
Бордо, никто из присутствующих
его не слушает, все с усердием кружатся в
взльсе. Герой оказывается в полном
одиночестве, общество отвернулось от него.
В четвертом действии наступает развязка: Софья случайно
узнает об истинных чувствах Мол-чалина. Ей становится стыдно оттого, что он оказался
таким низким человеком, недостойным ее любви, что она так слепо заблуждалась, высоко
оценивая его личные качества. Для Чацкого финальное
отрезвление, о котором он говорит в монологе «Не образумлюсь... виноват*,
означает не только утрату надежды на взаимность Софьи, потерю возлюбленной, но
он понимает, что его пути с фамусофским обществом окончательно разошлись и их примирение невозможно.
Параллельное развитие общественного конфликта
и любовной интриги отражает реальное противостояние общественных сил в жизни дворянского общества и
придает психологическую достоверность
переживаниям героев, вовлеченных в
этот конфликт. Любовная линия завершается разоблачением Молчалина и
разрывом Софьи с Чацким. |