Литература
Воскресенье, 12.05.2024, 19:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1347
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 13 » Образ Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
22:59
Образ Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

По первоначальному замыслу автора, Ленский должен был стать центральным персонажем второй главы романа, которая в плане издательства 1830 года была озаглавлена «Поэт». Этот персо­наж мыслился как основной антипод Онегина: наивно-восторженный энтузиаст, наделенный свободолюбивым характером, противопоставлен умному скептику. Оба образа связаны с лирическим миром самого автора. Однако образ Ленско­го характеризует внутренний мир Пушкина до перелома 1823 года и осознается как сохраняю­щий обаяние чистоты, но наивный. Образ Онеги­на выражает умонастроение автора после пере­житого им кризиса я затронут разъедающим скепсисом, хотя и отмечен печатью зрелого ума.

Представив читателю своего нового героя во второй главе романа, Пушкин дает ему красноре­чивую характеристику. Ленский в возрасте во­семнадцати лет вернулся в свое поместье из-за границы, где он получил образование. Он учился в Геттингенском университете, который был од­ним из наиболее либеральных не только в Герма­нии, но и в Европе, Наряду с другими немецкими университетами это учебное заведение обвиняли в распространении революционного духа в стра­нах Европы. Во времена Пушкина там учились многие дворяне из России: Куницын и Галич, лучшие лицейские профессора, а также друг Пушкина гусар Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия». На встречу с ним едет Онегин в начале романа. Русские выпускни­ки этого университета принадлежали к числу из­вестных либералов и вольнолюбцев.

Во время своей учебы юный поэт проникся ду­хом независимости, восприняв свободолюбивые традиции университета. Недаром автор отмеча­ет, что он вернулся «с душою прямо геттингенской», хотя в этих словах заметна та же ирония, с которой Пушкин говорит о глубине экономиче­ских познаиий Онегина. Даже прическа Ленско­го свидетельствует о его умонастроении. По сло­вам автора, он носил «кудри черные до плеч». Длинные кудри вольнодумца в то время противо­поставлялись короткой стрижке денди, модной в светском обществе,

В Германии Ленский познакомился с трудами Иммануила Канта, которые Пушкин знал по лекциям профессора А, И. Галича, убежденного кан­тианца и шеллингианца. Ленский не только изу­чал работы немецкого философа, он был его горя­чим поклонником. Это свидетельствует о нем как о человеке радикальных убеждений, одном из тех, кто «упражняется в расколах и безверье». Изучение и преподавание философии Канта в России было знаком политической неблагона­дежности.

Галича в 1821 году отстранили от преподава­ния» обвинив в том, что он предпочитает язычество христианству, безбожного Канта Христу, а Шеллинг заменил ему Святого Духа.

Ленский, как и многие передовые дворяне своего времени, хорошо знал сочинения французских философов-просветителей XVIII века, идейно подготовивших французскую революцию. Познакомившие!, в деревне с Онегиным, юный поэт на досуге обсуждает со своим прияте­лем труды этих философов. Их интересуют и « племен минувших договоры», и содержание трактата Жан Жака Руссо «Об общественном до­говоре», который был широко известен в России. Б этом сочинении речь шла о взаимоотношениях верховной власти и народа,'о народовластии и праве народа на восстание. «Плоды наук, добро и зло» — другой повод для спора двух приятелей. Он связан с известной им обоим диссертацией Руссо на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», В ней французский философ высказывает смелое убеж­дение в ложности направления всей человече­ской цивилизации.

Ленский был не только вольнолюбцем, он был поэтом, это сближало его с самим автором и его друзья ми-поэтами. Подобно В. Кюхельбекеру, побывавшему в 1820 году в Европе и посетивше­му Гёте, герой Пушкина также -эс лирой странст­вовал на свете» «под небом Шиллера и Гёте»« Как и лицейский друг Пушкина, герой романа был поэтом чистой, возвышенной любви. Это от­личает его стихи от легкой поэзии, подвергав­шейся критике со стороны декабристов, нравст­венные идеалы которых представляли истинного гражданина как сурового героя. «Негодованье, сожаленье, ко благу чистая любовь...» — эти сло­ва отсылали осведомленного читателя к популяр­ным в то время стихотворениям П. Вяземского «Негодование» и «Уныние». Лексика этого рода была характерна для декабристской поэзии в це­лом.

Однако тематика и образы поэзии Ленского напоминают общие места романтических элегий. Не только фразеологизмы «дева простодушная», «сон младенца», «пустыни неба», «богиня тайн и вздохов нежных» были многократно повторяю­щимися штампами романтической поэзии, но и рифмы этой строфы: с послушный — простодуш­ный», «ясна — луна»т «безмятежных — неж­ных» — подчеркнуто тривиальны.

В своих стихах Ленский воспевает «поблек­лый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Но подобные настроения были только данью ро­мантической традиции. Реальные же пережива­ния юного поэта не могли иметь ничего общего с такими чувствами.

Несмотря на принадлежность Ленского к ро­мантизму как литературному направлению, Пушкин полностью исключил из его мира упо­минание о романтических бунтарях и пессимис­тах XIX века, в первую очередь Байрона. Энтузи­азм и чувствительность Ленского, его оптимизм и вера в свободу противопоставлялись эгоизму, разочарованности и скепсису, свойственным «апостолам» романтизма.

Восемнадцатилетний юноша Ленский конечно же был человеком наивным и неискушенным в жизни. Его душа еще не была затронута разла­гающим влиянием света: «Он сердцем милый был невежда». Знание жизни он заимствовал из литературы. Как и герой баллады Шиллера «По­рука», он готов поручиться за слово друга своей жизнью. Он верил в непоколебимость и верность дружбы, не предполагая, что ему самому вскоре суждено погибнуть от руки своего приятеля, по­шутившего над ним. О целомудрии и душевной чистоте Ленского также свидетельствует выбор книг, чтением которых он занимает свою возлюб­ленную. Проводя время с Ольгой, он читает ей на досуге нравоучительные романы, пропуская страницы, «опасные для сердца дев».

Причиной, по которой Ленский вызвал своего друга на дуэль, была ревность, вызванная стран­ным поведением Онегина на именинах Татьяны. Романтически настроенный и наивный, поэт принял легкомыслие Ольги за коварную измену, а внимание своего друга к ней — за действия хитроумного искусителя. Как дворянин, посчи­тавший себя оскорбленным, он рыцарски следует законам чести. Вызвав своего обидчика на дуэль, поэт хочет смыть с себя позорное пятно, нанесен­ное оскорблением, и защитить честь своей воз­любленной. Однако, вспыльчивый и неопытный, Ленский не владел в полной мере законами чес­ти, чтобы правильно решить, насколько серьезна обида. Всем, кроме него самого, было ясно, что произошло всего лишь недоразумение.

Кроме того, по неосмотрительности он выбрал секундантом Зарецкого, репутация которого бы­ла весьма сомнительной, Зарецкий, заинтересо­ванный в скандальном исходе дуэли, вел дело с большими упущениями, не позаботившись о том, чтобы примирить противников, Онегин, втяну­тый в эту историю против своей воли, легко по­шел бы на примирение, если бы Ленский про­явил инициативу. Однако обиженный поэт не был способен на трезвый поступок» В результате дуэль закончилась его трагической смертью,

Жизнь юноши оборвалась слишком рано, в во­семнадцать лет. Он не успел реализовать себя как личность, и скрытые в нем возможности не осуществились. Строфы, следующие за описани­ем его смерти, дают два варианта возможной судьбы Ленского — поэт и ко-героически и и про­заический. По смыслу построения этих строф нельзя сказать, какой из этих вариантов более реальный. Для Пушкина важна мысль о том, что жизнь человека непредсказуема. Она является лишь одной из многочисленных возможностей реализации его внутренних данных. Часто в ро­мантическом герое скрывается пошлость, а в, ка­залось бы, рутинном помещике скрыт герой.

Просмотров: 1888 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Образ Ленского в романе А. С. Пушки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика