Образ Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
По первоначальному
замыслу автора, Ленский должен был стать центральным персонажем второй главы романа,
которая в плане издательства 1830 года была озаглавлена «Поэт». Этот персонаж мыслился как
основной антипод Онегина: наивно-восторженный энтузиаст, наделенный свободолюбивым
характером, противопоставлен умному скептику. Оба образа связаны с лирическим миром самого
автора. Однако образ Ленского характеризует внутренний мир Пушкина до перелома 1823 года и
осознается как сохраняющий обаяние чистоты, но наивный. Образ Онегина выражает
умонастроение автора после пережитого им кризиса я затронут разъедающим скепсисом, хотя и
отмечен печатью зрелого ума.
Представив читателю своего нового героя
во второй
главе романа, Пушкин дает ему красноречивую характеристику. Ленский в возрасте восемнадцати лет
вернулся в свое поместье из-за границы, где он получил образование. Он учился в
Геттингенском университете, который был одним из наиболее либеральных не только в Германии,
но и в Европе, Наряду с другими немецкими университетами это учебное заведение обвиняли в распространении
революционного духа в странах Европы. Во времена Пушкина там учились многие дворяне из
России: Куницын и Галич, лучшие лицейские профессора, а также друг Пушкина гусар
Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия». На встречу с ним едет Онегин в начале
романа. Русские выпускники этого университета принадлежали к числу известных
либералов и вольнолюбцев.
Во время своей учебы
юный поэт проникся духом независимости, восприняв свободолюбивые традиции
университета. Недаром автор отмечает, что он вернулся «с душою прямо геттингенской», хотя в этих словах заметна та же ирония, с которой Пушкин говорит о глубине
экономических познаиий
Онегина. Даже прическа Ленского свидетельствует о его умонастроении. По словам автора, он носил «кудри черные до
плеч». Длинные кудри
вольнодумца в то время противопоставлялись короткой стрижке денди, модной в светском обществе,
В Германии Ленский
познакомился с трудами Иммануила Канта, которые Пушкин знал по лекциям профессора А, И.
Галича, убежденного кантианца и шеллингианца. Ленский не только изучал работы немецкого
философа, он был его горячим поклонником. Это свидетельствует о нем как о человеке радикальных
убеждений, одном из тех, кто «упражняется в расколах и безверье». Изучение и
преподавание философии Канта в России было знаком политической неблагонадежности.
Галича в 1821 году отстранили
от преподавания» обвинив в том, что он предпочитает язычество христианству,
безбожного Канта Христу, а Шеллинг заменил ему Святого Духа.
Ленский, как и многие
передовые дворяне своего времени, хорошо знал сочинения французских философов-просветителей
XVIII века, идейно подготовивших французскую революцию. Познакомившие!, в
деревне с Онегиным, юный поэт на досуге обсуждает со своим приятелем труды этих
философов. Их интересуют и « племен минувших договоры», и содержание трактата Жан
Жака Руссо «Об общественном договоре», который был широко известен в России. Б этом сочинении речь
шла о взаимоотношениях верховной власти и народа,'о народовластии и праве народа на
восстание. «Плоды наук, добро и зло» — другой повод для спора двух приятелей.
Он связан
с известной им обоим диссертацией Руссо на тему «Способствовало ли возрождение наук
и искусств улучшению нравов?», В ней французский философ высказывает смелое убеждение в ложности направления всей
человеческой
цивилизации.
Ленский был не только вольнолюбцем, он
был поэтом,
это сближало его с самим автором и его друзья ми-поэтами. Подобно В.
Кюхельбекеру, побывавшему в 1820 году в Европе и посетившему Гёте, герой
Пушкина также -эс лирой странствовал на свете» «под небом Шиллера и Гёте»« Как и лицейский друг
Пушкина, герой романа был поэтом чистой, возвышенной любви. Это отличает его стихи от
легкой поэзии, подвергавшейся критике со стороны декабристов, нравственные идеалы которых
представляли истинного гражданина как сурового героя. «Негодованье, сожаленье, ко благу
чистая любовь...» — эти слова отсылали осведомленного читателя к популярным в то время
стихотворениям П. Вяземского «Негодование» и «Уныние». Лексика этого рода была характерна для
декабристской поэзии в целом.
Однако тематика и образы
поэзии Ленского напоминают общие места романтических элегий. Не только
фразеологизмы «дева простодушная», «сон младенца», «пустыни неба», «богиня тайн и
вздохов
нежных» были многократно повторяющимися штампами романтической поэзии, но и рифмы этой строфы: с
послушный — простодушный», «ясна — луна»т «безмятежных — нежных» — подчеркнуто
тривиальны.
В своих стихах Ленский
воспевает «поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Но подобные
настроения были только данью романтической традиции. Реальные же переживания юного поэта не
могли иметь ничего общего с такими чувствами.
Несмотря на
принадлежность Ленского к романтизму как литературному направлению, Пушкин полностью исключил из его мира упоминание о романтических бунтарях и пессимистах XIX
века, в первую очередь Байрона. Энтузиазм и чувствительность Ленского, его оптимизм
и вера в свободу
противопоставлялись эгоизму, разочарованности и скепсису, свойственным
«апостолам» романтизма.
Восемнадцатилетний юноша Ленский
конечно же
был человеком наивным и неискушенным в жизни. Его душа еще не была затронута
разлагающим
влиянием света: «Он сердцем милый был невежда». Знание жизни он заимствовал из литературы. Как и герой баллады Шиллера
«Порука», он готов поручиться за слово друга своей жизнью. Он верил в непоколебимость и верность дружбы, не
предполагая, что ему самому вскоре суждено погибнуть от руки своего приятеля,
пошутившего над ним. О целомудрии и душевной чистоте
Ленского также свидетельствует выбор книг,
чтением которых он занимает свою возлюбленную. Проводя время с Ольгой, он
читает ей на досуге нравоучительные
романы, пропуская страницы, «опасные
для сердца дев».
Причиной, по которой Ленский вызвал
своего друга на дуэль, была
ревность, вызванная странным поведением
Онегина на именинах Татьяны. Романтически
настроенный и наивный, поэт принял
легкомыслие Ольги за коварную измену, а внимание своего друга к ней — за
действия хитроумного искусителя. Как
дворянин, посчитавший себя
оскорбленным, он рыцарски следует законам чести. Вызвав своего обидчика на
дуэль, поэт хочет смыть с себя
позорное пятно, нанесенное
оскорблением, и защитить честь своей возлюбленной. Однако, вспыльчивый и неопытный, Ленский не владел в полной мере законами чести,
чтобы правильно решить, насколько серьезна обида.
Всем, кроме него самого, было ясно, что произошло всего лишь
недоразумение.
Кроме того, по
неосмотрительности он выбрал секундантом
Зарецкого, репутация которого была весьма
сомнительной, Зарецкий, заинтересованный
в скандальном исходе дуэли, вел дело с большими
упущениями, не позаботившись о том, чтобы
примирить противников, Онегин, втянутый в эту историю против своей
воли, легко пошел бы на примирение, если бы
Ленский проявил инициативу. Однако
обиженный поэт не был способен на
трезвый поступок» В результате дуэль
закончилась его трагической смертью,
Жизнь юноши
оборвалась слишком рано, в восемнадцать лет. Он не успел реализовать себя как личность, и
скрытые в нем возможности не осуществились. Строфы, следующие за описанием его смерти, дают
два варианта возможной судьбы Ленского — поэт и ко-героически и и прозаический. По смыслу
построения этих строф нельзя сказать, какой из этих вариантов более реальный. Для Пушкина
важна мысль о том, что жизнь человека непредсказуема. Она является лишь одной из
многочисленных возможностей реализации его внутренних данных. Часто в романтическом герое
скрывается пошлость, а в, казалось бы, рутинном помещике скрыт герой. |