Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни, Дня земного ласковый расцвет! Только а небывалом царстве песни Жив еще твой баснословный след.
Б царство скпзок возвратились боги, Покидая мир, который сам» Возмужав, уже йез их подмоги Может плыть по небесам.
Ф. Шиллер. Боги (Перевод М.
Люди, жившие тысячи лет назад» ощущали свою беспомощность перед окружающей их грозной природой, а потому пытались объяснить происходящее влиянием божественной силы. Разбушевавшуюся морскую стихию они связывали с действиями владыки морей Посейдона, посылаемые на землю гром и молнии воспринимали как наказание разгневанного Зевса.
Создавая мифы» предания и легенды, человек пытался проникнуть в тайны мировой гармонии и мирового разлада, жизни и смерти. Несмотря на наивность, фантастичность мифов, в них в то же время ощущалась глубина постижения важнейших сторон бытия и нравственности. Идеалы человеческой Личности того времени нашли отражение в античных мифах. Даже тогда, когда речь шла о богах, в них легко угадывалась сложная и противоречивая земная жизнь человека.
Величественные боги порой удивительно похожи на простых смертных! Они, как и люди, могли быть великодушны и мстительны, добры и злы, непостоянны, ревнивы и преданны в любви. У них, как и у людей, были собственные дети, которых они строго наказывали или щедро одаривали своей божественной милостью.
Античный миф, воспевший грандиозные потрясения как в самой природе, так и в душе человека, жив и сегодня. С полным правом можно сказать, что он существует вне времени и пространства» Им живет и дышит искусство многих исторических эпох и народов.
В богатом художественном наследии античности каждая эпоха черпала свои образы и идеалы, выражая в них собственное отношение к жизни. Сегодня древние боги, герои, фантастические существа спокойно и величественно взирают на нас с полотен крупнейших художников мира. Они общаются с нами со страниц художественной литературы, передают нам свои чувства и мысли на языке танца, в ритмах музыкальных произведений. Герои античных мифов, воплощенные в камне и бронзе, украшают крупнейшие города мира. В своей речи, часто не замечая этого, мы используем крылатые выражения, почерпнутые из античной мифологии. Современная наука также использует имена мифологических героев в названиях химических элементов, планет Солнечной системы и созвездий. Выберите ясный погожий вечер и вглядитесь в звездное небо. Не правда ли, оно завораживает нас своей красотой и безмолвным величием, А ведь вид звездного неба не изменился, мы видим его таким, каким он открывался взору людей, живших тысячи лет назад. Вот, например, что рассказали нам древние греки о созвездиях
...Зевс, верховный олимпийский бог, был пленен красотой нимфы Каллисто, находящейся в окружении богини охоты Артемиды. Узнав об этом, разгневанная богиня изгнала нимфу из своей свиты. А ревнивая Гера, жена Зевса, решила наказать Каллисто еще более жестокой карой. Она лишила ее человеческого облика vi превратила красавицу нимфу в медведицу. Тут же ее тело покрылось шерстью, на руках появились звериные когти, а лицо превратилось в хищную пасть, из которой вырывался страшный рык. В отчаянии Каллисто бросилась бежать и скрылась от людей в чаще глухого леса. Долго блуждала медведица по лесам, пока не прибрела в укромную пещеру. Там она родила сына и дала ему имя Аркад, что означает «счастливый».
Не могла Каллисто в образе медведицы ухаживать за своим сыном, а потому Зевс позаботился о нем, отдав его на воспитание нимфе Майе — богине гор и полей. А медведица продолжала ходить по высоким горам день и ночь, скрываясь от охотничьих стрел.
Шло время... Аркад возмужал, стал отличным охотником. Однажды, когда он пас стадо, он увидел медведицу и, испугавшись, натравил на нее собак. И погибла бы Кэллис-то-медведица, не окажись рядом Зевс. Он взял ее на небо» превратив в созвездие Большой Медведицы. А любимую служанку нимфы» с которой она не хотела расставаться, превратил в созвездие Малой Медведицы...
Первоначально у древних греков мифы существовали только в устной форме* Позднее их начали записывать. Многое рассказали нам литературные произведения, написанные на мифологические сюжеты. В греческой литературе это прежде всего знаменитые «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесяода, драмы Эсхила, Софокла и Еврипида. Важнейшим произведением римской литературы явились «Метаморфозы* («превращения*) Овидия. Это своеобразная мифологическая энциклопедия, объединившая 246 мифов в 15 книгах и в более чем 12 тысячах стихов. Равной ей нет во всей античной литературе, а поэтому в дальнейшем на страницах нашего учебника большинство примеров будет взято именно из нее. Следует также назвать «Энеиду* Вергилия, труды историка Геродота и археолога Павсания. В большинстве названных произведений созданы яркие картины, увлекательные описания, живо и легко запоминающиеся образы и сюжеты
.
Один и тот же миф, рассказанный разными авторами, вовсе не одно и то же. Иногда его просто невозможно было узнать, так как он * обрастал* новыми героями, художественными деталями и подробностями. Наверное, этим в какой-то мере можно объяснить и различные интерпретации (толкования) одного и того же мифа в произведениях искусства, созданных в разные эпохи различными авторами.
Знакомство с произведениями искусства на мифологические темы рождает сегодня множество вопросов, таит в себе удивительные открытия. Давайте попробуем вместе разобраться в том, что нам кажется интересным, но не всегда ясным и понятным,
Вопросы и задания
- Чем можно объяснить происхождение мифов'3 Можно ли утверждать,
что в них нашла отражение земная жизнь человека? Поясните свой ответ.
- О каких легендах может рассказать карта звездного неба?
- Из каких произведений литературы можно почерпнуть знания об ан
тичной мифологии? Расскажите ой одном из них подробнее.
,0^
Творческая мастерская
- Рассмотрите карту звездного неба, на которой запечатлена область
вокруг Полярной звезды. Именно эта ее часть хорошо видна в Северном по
лушарии, где мы живем. Здесь находятся созвездия Дракона, Цефея, Кае-
сиогееи, Лебедя... Познакомьтесь с мифами, нашедшими отражение на кар
те звездного неба, и проездите экскурсию для своих одноклассников.
- Знаете ли вы, под каким знаком зодиака родились? Связан ли ваш
знак с какой-либо мифологической легендой? Передайте ее содержание.
- Познакомьтесь с книгой Е Н. Бахтиной "Книга звезд* (М/, Интербук,
1997) и совершите вместе с ее автором путешествие по звездному небу. Что
нового вы узнали из нее о мифологическом происхождении названий со-
звездий. о смысле крылатых выражений, используемых в современной ре
чи? Понравилась ли вам эта книга? Оформите своп впечатлений о ней в виде
отзыва.
- Используя справочную литературу и издания по греческой мифоло
гии, объясните смысл следующие выражений: ахиллесова пята, гордиев
узел, дамоклов ме^, мукм Тантала, панический страх и др.
- Названия многих цветов своим происхождением также обязаны ан
тичным мифам. Что вам известно об этом? Приведите примеры.
Сотворение мира
Не было мг>ря, земли и над всем распростертого неба, —
Лик был природы един ни всей широте мирозданья, —
Хаосом звали его.-.
Там, где суша была, пребывали и море и воздух.
И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.
Воздух бил света лишен, и форм ничего не хранило.
Все еще было в борьбе» затем что в массе единой
Холод сражался с теплом^ сражалась с влажностью сухость,
Битву с весомым вело невесомое, твердое с мягким,
Овидий. С.
Как был сотворен мир? Что было источником жизни на Земле? Как появились боги и люди? Эти и многие другие вопросы задавал себе человек уже в глубокой древности. Мир представлялся ему беспорядочным нагромождением, лишенным соразмерности гармонии и красоты. Ничего, кроме ужаса и страха, он не внушал людям.
Если бы мы заглянули в словарь, то убедились бы в том, что слово «хаос» имеет греческое происхождение и переводится как «зияние», «бездна», «беспорядок». Мы и сейчас употребляем его, когда хотим подчеркнуть неразбериху и беспорядок. Как видим, первоначальное значение слова вполне соответствовало представлениям древних греков о происхождении мира.
Позднее возникший из Хаоса мир греки стали называть Космосом, что, наоборот, означало «порядок», «мир*, «красота*. Действительно, Космос - - это упорядоченный, совершенный и гармоничный мир. Он состоит из Земли, Неба и подземного царства. На Небе обитают боги, на Земле — обычные люди, а подземный мир населен духами умерших. Из Хаоса возникли и первые божества: Гея (Земля), Нйкта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Позднее из Земли родились Уран (Небо) и Поит (Море). Это были природные стихии, которые определяли жизнь людей на земле.
Вот как об этом писал древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония»:
Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких. И, между вечными всеми богами прекраснейший — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса,.,
Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных,,. Также еще родила... шумное море бесплодное, Понт. (Перевод В В Вересаева]
Итак, именно Хаос воспринимался как источник жизни, а Земля (Гея) была матерью, колыбелью мира, Вам, конечно, известны слова, имеющие этот корень: география, геометрия, геология, геодезия, геофизика, геополитика... Все они имеют отношение к Гее - - богине Земли, которая, согласно мифам, произвела на свет богов, титанов и людей.
Среди многочисленных детей Геи было немало чудовищ, многие из которых походили на змей и драконов, выползающих из земных недр. От Урана у Геи родились сторукие великаны и одноглазые циклопы, от Тартара - - огромное чудовище Тифон (от греч. «смерч*, отсюда слово «тайфун» — дующий с моря ураганный ветер) и Ехидна — чудовище в виде полуженщины и полузмеи, ставшее воплощением двойственности характера.
Порождением Тифона и Ехидны были злой пес Кёрбер (у римлян — Цербер, собака с тремя головами), Химера (чудовище с головой и шеей львицы, туловищем дикой козы и хвостом дракона), а также Сфинкс — странное существо с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями. Именно Сфинкс задавал людям загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех»? Всем, кто не мог отгадать ее, грозила смерть.
Двенадцать детей Геи и Урана получили название титанов. Старшим среди них был Океан, олицетворявший бескрайние воды, омывающие со всех сторон Землю. Младшим — Кронос (у римлян Сатурн), который оказался наиболее смелым среди своих братьев. Было у титанов еще шесть сестер, которых называли титанидами. Самыми известными среди них были Мнемозйна - - богиня памяти, Фемида - - богиня правосудия.
|
Невзлюбил Уран своих чудовищных детей. Одних он стал повергать в недра Земли, в Тартар (отсюда фразеологическое выражение «провалиться в тартарары»), а других,., пожирать. Застонала Мать-Земля Гея от такого горя. На помощь матери пришел млад-шмй сын Кронос, однажды поразивший железным серпом спящего отца. Лишился Уран сил и был повергнут в Тартар. Все его дети вскоре были освобождены, а Кроносу было предложено стать властелином мира. Он и положил начало новому племеьм богов, стал править на земле и на небесах. Но коварный и дерзкий Кронос понимал, что собственные дети могут отомстить отцу и лишить его верховной власти, вот почему он стал проглатывать их, как только они появлялись на свет,
В картине испанского художника Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» запечатлен один из самых страшных и чудовищных сюжетов античной мифологии. С жадностью хищника Сатурн уничтожает то, что создано им же самим, - пожирает одного из сыновей, Мрачный колорит картины (первоначаль- своих детей, но это была фреска, перенесенная худож- 1820г. ником на холст), созданный сочетанием Мадрид
Н. Пуссен.
Детство Юпитера. 1637г. Картинная галерея колледжа, Данич*
черного, белого и коричневато-зеленоватых тоноа, передает слепую жестокость и бессмысленность происходящего. Для престарелого, почти ослепшего художника Гойи, поселившегося вдали от людской суеты, эта картина стала воплощением горестных наблюдений над несовершенством мира.
Благодаря хитрости матери, сумевшей подсунуть мужу вместо ребенка спеленутьгй камень, удалось спастись одному из сыновей — Зевсу, Младенец был отдан на воспитание лесным божествам на остров Крит. Французский художник Никола Пуссен (1594—1665) запечатлел этот сюжет в картине «Детство Юпитера». Персонажи картины свободно располагаются среди живописных деревьев и скал. Одна из нимф легким движением, напоминающим танец, собирает мед из древесного дупла. Согласно легенде, младенец Зевс был вскормлен козой Амалфёей, После смерти своей кормилицы Зевс в знак признательности вознес ее на небо, превратив в созвездие Возничего. Шкуру козы он превратил в щит (эгиду) - - знак высшей божественной власти, а рог Амалфеи в рог изобилия, обладавший волшебным свойством давать все, что пожелает его обладатель.
Возмужав, Зевс силой заставил отца вернуть на землю своих братьев и сестер. Начиналась славная эра богов, которым еще предстояло победить в отчаянной схватке титанов...
Вопросы и задания
- Какими были представления древних грекод о происхождении мира?
Что об атом рассказывает этичная мифология? Какой смысл в них имели
понятия Хаос и Космос'3
- Какую роль в античной мифологии играла Земля (Гея)? Что вам из
вестно о детях Геи и Урана?
- Как удалось сохранить жизнь Зевсу? Что мы узнаем о его детстве из
картины французского художника И. Пуссена?
Творческаа! мастерская
1- Познакомьтесь с мифсм о происхождении мира. Какую роль в нем играли Гея и Уран? Что вам известно о появлении титанов — богов первого поколения (Океане, Кроносе, Фемиде)?
- Сатурн [Кронос) — отец верховного феческого бога Зевса <в рим
ской мифологии Юпитера). Как Зевс лишил власти отца и стал во главе бо
гов-олимпийцев?
- Рассмотрите картину художника И, К. Айвазовского "Хаос (Сотворе
ние мира)». Как в ней передан античный миф о сотворении мира? Опишите
эту картину.
- Подумайте, какое значение и почему имеют а нашем языке такие сло
ва и словосочетания, как ехидна, цербер, яммера, сфмнкс, проваляться
и тартарары, рог мэобндия, находиться под эгидой.
Химера. Бронза. IV б. до н. Национальный
И. К. Айвазовский. Хаос (Сотворение миро). 1841 г. Музей армянской культуры,
5. Посмотрите на бронзовую скульптуру, запечатлевшую Химеру. Согласно античной легенде, это устрашающее чудовище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, извергавшее языки пламени и сеявшее страх, было умерщвлено греческим героем яэ города Коринфа Белперо-фбнтом. С помощью крылатого коня Пегаса ему удалось сразить Химеру, насадив на кончик копья кусок свинца, который расплавился под жаром огня разъяренного чудовища. Как удалось древним мастерам передать устрашающий вид чудовища? |