Главная » 2013 » Декабрь » 8 » «Веленью Божню, о муза, будь послушна,.,» (по произведениям А. С. Пушкина)
16:36
«Веленью Божню, о муза, будь послушна,.,» (по произведениям А. С. Пушкина)
«Веленью
Божню, о муза, будь послушна,.,»
(по произведениям А. С. Пушкина)
Тема
поэта и поэзии традиционна в русской классической
литературе» и ее истоки уходят в мировую литературу. Обращаясь к ней»
Пушкин как бы ведет диалог с
поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым и Державиным.
Эта тема проходит через все творчество
Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу (1814),
а одним из последних — «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...» (1836). В своей лирике Пушкин размышляет о личности поэта, о его месте в мире, об отношениях поэта и общества, о
творческом процессе.
По представлениям того времени, поэт — это необыкновенная
личность, непохожая на всех других. Он избранник богов, и свою
способность к поэтическому вдохновению он получает в дар от
жителей неба. В лицейском стихотворении «Городок», написанном в 1815 году, юный поэт
с восторгом
говорит о тех счастливцах, которые получают
лиру в качестве бесценного дара от Феба,
или Аполлона, покровителя поэзии. Способность к творчеству приравнивает
поэта к бессмертным богам и превозносит
его над обычными людьми.
Уникальна не только личность поэта, уникальна
также миссия, которую он исполняет в современном обществе. Его назначение — быть пророком-
По библейской традиции, пророк — это человек, знавший волю всевышнего Бога и провозглашавший
ее окружающим людям и даже царям, сильным мира сего, если они нарушали
нравственные законы, В этом заключалось служение пророка, часто связанное с большой опасностью
и требовавшее огромного гражданского мужества. Чтобы быть способным исполнять эту миссию, поэт должен быть посвященным,
В стихотворении «Пророк»» написанном по пути из Михайловского
в Москву в 1826 году, в символической форме
изображено посвящение, через которое
проходит человек, томимый духовной жаждой. В результате мучительных и
чудотворных действий, совершаемых над ним
шестикрылым серафимом, он обретает способности, которых нет у обычных, непосвященных людей. Его зрению и слуху становится доступно все, что происходит в небесах, в морской пучине и на земле. Кроме того, он получает дар выразить в слове
все, что доступно его восприятию, и горящее
сердце, неравнодушное к окружающему миру. В конце концов сам Бог дает
поручение поэту-пророку идти и глаголом жечь сердца людей.
Пушкина уже рано начинает волновать проблема
взаимоотношений поэта с властью. Ему небезразлично, какую позицию должен занять перед
лицом земного владыки тот, кто исполняет волю небес. В стихотворении «К Н. Я. Плюско-вой поэт отказывается хвалить «земных богов, кадить им «кадилом лести. Назначение его поэзии — славить свободу, а его «неподкупный голос
становится «эхом русского народа, выражением
его самосознания.
Хотя
в обычной жизни поэт ничем не отличается от
заурядных людей и внешне он такой же, как
все, но часто его поведение оказывается загадочным и немотивированным с точки
зрения человека толпы. В стихотворении «Поэт 1827 года поэт так же, как и все окружающие его люди, «малодушно погружен» «в заботы суетного света, и он даже может казаться самым ничтожным из всех ничтожных детей этого мира. Но это только до тех пор, пока Аполлон не призовет своего
избранника к служению. Послушный гласу Бога» поэт откликается на призыв свыше, понятный
только ему одному. Его больше не удовлетворяет обычная жизнь, он бежит от привычных
забав, оставляя все то, чему поклоняется толпа: «К ногам народного кумира / Не клонит гордой
головы»» «Дикий и суровый», он погружается в свои творческие думы, стремится к одиночеству,
к свободе от повседневности с ее суетой.
Следуя воле небес, поэт оказывается противостоящим
не только земным владыкам, но и толпе, «тупой черни», которая не способна постичь
глубинный смысл его творений, вдохновленных свыше.
В конце двадцатых годов между Пушкиным, желавшим стремительно идти вперед в своих
творческих поисках, и читательской публикой появилось взаимонепонимание. В стихотворении
«Поэт и толпа», противопоставляя поэта «тупой черни», автор еще раз подчеркивает,
что он сын небес и ему ведомо то, что заурядный человек
не способен понять в силу своей ограниченности. Отстаивая свободу творчества и право художника
самому определять свой путь, Пушкин смело дает отпор тем, кто грубо пытается вмешаться
в его творческий процесс,
Отвергая любые формы зависимости творческой
личности от мнений толпы, в стихотворении Поэту>> Пушкин провозглашает, что
поэт — это также царь, который не обязан считаться с точкой
зрения непосвященных в таинства поэтического искусства. Он свободен следовать за
устремлениями своего пытливого ума, жаждущего проникнуть
в тайны бытия. Любовь и признание народа, известность и слава не могут быть его
целью. Он не должен стремиться к ним в качестве своей
награды Чувство внутреннего удовлетворения самого художника — вот к чему
должен стремиться поэт, не останавливаясь даже оеред бранью
толпы.
Вдохновение, во власти которого находится поэт, ценится очень
дорого, и оно не продается. Неподкупность и
бескорыстие должны быть присущи тому,
кто хочет говорить истину, Пушкин достаточно рано столкнулся с такой
щекотливой проблемой, как необходимость совместить творческую независимость с
правом получать деньги за свой труд. В
стихотворении «Разговор книгопродавца
с поэтом, написанном еще в Михайловском
в 1824 году, он соглашается с тем, что «не
продается вдохновенье», но добавляет, что «можно рукопись продать», то
есть издать ее на выгодных для автора
условиях. Совесть поэта остается неподкупной. Однако, живя в век господства денежных отношений, он должен получать достойную
плату за свой труд, иначе он не сможет
сохранить свою свободу.
Рождение стихов — это таинствен вый процесс, происходящий в
глубине творческой личности, в его «святая
святых». В отрывке «Осень», позднем
стихотворение написанном в 1833
году, Пушкин изобразил то лирическое волнение, которое испытывает душа
поэта в момент творческого акта, как она «трепещет и звучит и стремится излиться «свободным проявленьем», как в голове поэта рождаются мысли, которые затем облекаются в рифмы. Иными словами, он описал
тот загадочный процесс творчества, в результате
которого появляются стихи.
Упоение
гармонией, полетом творческой фантазии —
это те радости, которые Пушкин ценил в жизни
превыше всего. В позднем стихотворении «Элегия» именно с творчеством
поэт связывает грядущие наслаждения, которые
помогут ему преодолеть усталость
жизни, настроения тоски и отчаяния.
Оглядываясь
на свой творческий путь в стихотворении Я памятник себе воздвиг нерукотворный..., написанном незадолго до смерти, Пушкин гордится тем, что он соответствовал высокому
идеалу поэта, провозглашенному им в поэтических манифестах. Он мужественно совершил свой
«подвиг благородный», следуя голосу совести и призванию поэта. Последняя строфа этого стихотворения
звучит как завещание русской поэзии:
Веленью
Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и
клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.