В художественном мире романа-эпопеи сталкиваются
и спорят друг с другом два состояния общей жизни: народ как целостное
единство, скрепленное православно-христианскими традициями жизни «миром», и
людская толпа, наполовину утратившая человеческий облик, одержимая
агрессивными, животными инстинктами. Толпой является светская чернь во
главе с князем Василием Курагиным. В толпу превращаются люди из низов в эпизоде
зверской расправы с Верещагиным. Такой же воинственно настроенной толпой оказывается
в эпоху революционных потрясений значительная часть французского народа.
Народ, по Толстому, собирается в толпу и теряет
чувство христианской «простоты, добра и правды», когда он лишается
исторической памяти, отрешается «от всех устоявшихся преданий и привычек»,
теряет веру в национальные святыни и в слепом самообожествлении становится
рабом самых низких побуждений своей греховной, распущенной природы.
Толстой поэтизирует в «Войне и мире» народ как
целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных
традициях, и беспощадно обличает толпу, единство которой держится на
агрессивных, индивидуалистических инстинктах. Человек, возглавляющий толпу, лишается
у Толстого права считать себя героем. Величие человека определяется глубиной
его связей с органической жизнью народа.
В романе-эпопее «Война и мир» Толстой дает
русскую формулу героического. Он создает два символических характера, между
которыми располагаются в различной близости к тому или иному полюсу все
остальные. На одном полюсе — тщеславный Наполеон, а на другом — по-народному
мудрый Кутузов. Два эти героя представляют соответственно стихию
индивидуалистического обособления («войну») и духовные ценности «мира»,
единения людей.
«Простая, скромная и потому истинно
величественная фигура» Кутузова не укладывается «в ту лживую форму европейского
героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история». Толстой спорит
здесь с распространенным в России и за рубежом культом выдающейся исторической
личности. Этот культ в значительной степени опирался на учение немецкого
философа Гегеля. По Гегелю, ближайшими проводниками Мирового Разума, который
определяет судьбы народов и государств, являются великие люди, первыми
угадывающие то, что дано понять только им и не дано понять людской массе,
пассивному материалу истории. Великие люди у Гегеля всегда опережают свое
время, а потому оказываются гениальными одиночками, вынужденными деспотически
подчинять себе косное и инертное большинство. Толстому чуждо гегелевское
возвышение «великих личностей» и их освобождение от нравственного контроля и
оценки. Толстой считает безобразным «признание величия, неизмеримого мерою хорошего
и дурного». Именно в таком самодовольно-эгоистическом величии предстает перед
читателями Наполеон.
У Толстого не исключительная личность, а
народная жизнь в целом оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на
скрытый смысл исторического движения. «Мысль народная» у него неотделима от
мысли христианской в православном ее качестве и существе. Божественное
Провидение действует в истории только через верующий народ, связанный в единый
организм христианской любовью. Народ в «Войне и мире» удерживается в этом
соборном состоянии Силой более высокой, чем он сам. Толстой верен здесь духу
русской пословицы «Глас народа — глас Божий».
«Источник необычайной силы» и особой русской мудрости
Кутузова Толстой видит в «том народном чувстве, которое он несет в себе во всей
чистоте и силе его». Перед Бородинским сражением как верный сын Святой Руси он
вместе с солдатами поклоняется чудотворной Смоленской иконе Богоматери, внимая
словам дьячков: «Спаси от бед рабы твоя, Богородице», и кланяется в землю, и
прикладывается к народной святыне. В толпе ополченцев и солдат перед ликом
этой святыни он такой же, как все. Не случайно лишь высшие чины обращают на
него внимание, а «ополченцы и солдаты, не глядя на него», продолжают молиться.
И когда звучат слова: «Яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и
предстательству», — на всех лицах вспыхивает «выражение сознания торжественности
наступающей минуты».
Для постижения не мнимых, а подлинных творческих
сил истории, считает Толстой, нужно совершенно изменить предмет наблюдения:
«...оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные,
бесконечно малые элементы, которые руководят массами». Настоящая историческая
личность должна обладать талантом отречения от собственных эгоистических
желаний и страстей во имя самоотверженного проникновения в «дух народа», в
общий смысл совершающихся через него событий. Чем больше видит князь Андрей
отсутствие всего личного в Кутузове, тем более успокаивается «за то, что все
будет так, как должно быть». «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает,
ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое
место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает,
что есть что-то сильнее и значительнее его воли...» Это загадочное «что-то»
заключалось в том «народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и
силе его». Как и у Платона Каратаева, жизнь Кутузова «не имела смысла как
отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он
постоянно чувствовал».
Провидение, действуя невидимым образом в
бесчисленных проявлениях народной жизни, ведет Россию к торжеству, к
победному финалу «народной войны». Уловить волю Провидения, опираясь на свои
«гениальные» мысли, государственному человеку не дано. Он может приблизиться к
пониманию Божественной воли, отрекаясь от своих личных умозрений и целиком
отдаваясь интуитивному проникновению в таинственный ход истории, в скрытые
ритмы народной жизни. Кутузов у Толстого принадлежит к числу тех русских полководцев,
«которые, постигая волю Провидения, подчиняют ей свою личную волю» и руководят
«духом войска». Более всех героев «Войны и мира» Кутузов свободен от действий
и поступков, диктуемых личными соображениями, тщеславными целями, индивидуалистическим
произволом. Он весь проникнут чувством общей необходимости и наделен талантом
«жизни миром» с многотысячным, соборным единством вверенных ему людей.
Мудрость Кутузова заключается в умении принять «необходимость покорности общему
ходу дел», в таланте прислушивается к «отголоску общего события» и в готовности
«жертвовать своими личными чувствами для общего дела».
Это только кажется, что Кутузов в романе-эпопее
Толстого — пассивная личность. Да, полководец дремлет на военных советах под
Аустерлицем и в Филях, а в ходе Бородинского сражения одобряет или порицает
то, что делается без его участия. Но во всех этих случаях внешняя пассивность
— форма проявления его мудрой человеческой активности. Кутузовская инертность —
это вызов тем общественным деятелям, которые мнят себя персонажами героической
поэмы и воображают, что их произвольные соображения определяют ход
исторических событий.
Во время Бородинского сражения Кутузов
«бездействует» лишь с точки зрения тех представлений о призвании гениальной
исторической личности, которые свойственны «формуле» европейского героя. Нет,
Кутузов не бездействует, но действует подчеркнуто иначе, чем Наполеон. Кутузов
«не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то,
что предлагали ему», то есть делал выбор и своим согласием или несогласием
направлял события в нужное русло в меру тех сил и возможностей,
которые отпущены на земле смертному человеку.
Духовный облик и даже внешний вид Кутузова-полководца — прямой протест против
тщеславного прожектерства и личного произвола в любых его формах.
Народное чувство определяет и нравственные
качества Кутузова, «ту высшую человеческую высоту, с которой он,
главнокомандующий, направлял все силы не на то, чтоб убивать и истреблять
людей, а на то, чтоб спасать и жалеть их». Он один утверждает, что русские
одержали над французами победу в Бородинском сражении, и он же отдает
непонятный его генералитету приказ об отступлении и сдаче Москвы. Где же
логика? Формальной логики тут действительно нет, тем более что Кутузов —
решительный противник любых умозрительных схем и правильных построений. В
своих поступках он руководствуется не логическими умозаключениями, а
безошибочным охотничьим чутьем. Это чутье подсказывает ему, что французское
войско при Бородине получило страшный удар, неизлечимую рану. А смертельно
раненный зверь, пробежав еще вперед и отлежавшись в укрытии, по инстинкту
самосохранения уходит умирать домой, в свою берлогу. Жалея своих солдат, свою
обескровленную в Бородинском сражении армию, Кутузов решает уступить Москву.
Он ждет и сдерживает молодых генералов: «Они
должны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно.
Терпение и время, вот, мои воины-богатыри!», «И какие искусные маневры
предлагают мне все эти! Им кажется, что, когда они выдумали две-три случайности
(он вспомнил об общем плане из Петербурга), они выдумали их все. А им всем нет
числа!» Как старый многоопытный человек и мудрый полководец, Кутузов видел
таких случайностей «не две и три, а тысячи»: «Чем дальше он думал, тем больше
их представлялось». И понимание реальной сложности жизни предостерегало его от
поспешных действий, от скоропалительных решений. Он ждал и дождался своего
торжества. Выслушав доклад Болховитинова о бегстве французов из Москвы, Кутузов
«повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
«Господи, Создатель мой! Внял Ты молитве нашей... — дрожащим голосом сказал
он, сложив руки. — Спасена Россия. Благодарю Тебя, Господи!» —И он заплакал».
И вот теперь, когда враг покинул Москву, Кутузов прилагает максимум усилий,
чтобы сдержать «воинский пыл» своих генералов, вызывая всеобщую ненависть в
военных верхах, упрекающих его в старческом слабоумии и едва ли не в
сумасшествии. Однако в наступательной пассивности Кутузова проявляется его
глубокая человечность и доброта: «Кутузов знал не умом или наукой, а всем
русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский
солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их; но
вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, тяжесть этого, неслыханного по
быстроте и времени года, похода».
Триумфом Кутузова — главнокомандующего и
человека является его речь, сказанная солдатам Преображенского полка в
местечке с символическим названием Доброе: «А вот что, братцы. Я знаю, трудно
вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем
тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они
— видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных. — Хуже нищих
последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть
можно. Тоже и они люди. Так, ребята?» И «сердечный смысл этой речи не только
был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении
с жалостью к врагам и сознанием своей правоты.,, лежало в душе каждого солдата
и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком».
Вслед за Достоевским Толстой считает безобразным
«признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного». Такое «величие»
«есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости». Ничтожным и
слабым в своем эгоистическом «величии» предстает перед читателями «Войны и
мира» Наполеон. «Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения
своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности
того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или
мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих
не отразился бы в форме великого деяния». Агрессивной толпе нужен культ Наполеона
для оправдания своих преступлений против человечества.
Но русским, выдержавшим это нашествие и
освободившим от наполеоновского ига всю Европу, нет никакой необходимости
поддерживать «гипноз». «Для нас, — говорит Толстой, — с данной нам Христом
мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет
простоты, добра и правды». |