В чем секрет освежающего и обновляющего влияния
Наташи Ростовой на интеллектуальных героев «Войны и мира»? Кто такая Наташа?
Пьер отказывается дать точный ответ на этот вопрос: «Я решительно не знаю, что
это за девушка, я никак не могу анализировать ее». В отличие от Андрея и Пьера,
Наташа никогда не задумывается над смыслом жизни, но этот смысл раскрывается в
том, как она живет. По отношению к Наташе оказываются бессильными всякие общие
определения: нельзя ответить, умна она или глупа. Пьер говорит: «...не удостоивает
быть умной». «Не удостоивает» —потому что выше и сложнее понятий «глупости» и
«ума».
В чем источник обновляющей силы Наташи? Почему
общение с ней и даже воспоминание, «представление ее» делают ненужными
размышления о смысле жизни: она сама и есть этот смысл?
Прежде всего Наташа более, чем кто-либо из людей
дворянского круга, непосредственна. Она чувствует живую жизнь по-своему, не
анализируя ее. Она познает мир, обходя рациональный, логический путь, прямо и
целостно, как человек искусства. В ней воплощаются лучшие свойства женского
существа: гармония духовного и телесного, естественного и нравственного,
природного и человеческого.
Вспомним характерный эпизод из жизни Наташи. Однажды
она обращается к Соне с вопросом, помнит ли та Николая. Для Сони странен этот
вопрос, и в ответ на ее недоуменную улыбку Наташа поясняет: «Нет, Соня, ты
помнишь ли его так, чтобы хорошо помнить, чтобы все помнить... И я помню
Николеньку, я помню, — сказала она.—А Бориса не помню. Совсем не помню...» —
«Как? Не помнишь Бориса?» — спросила Соня с удивлением. «Не то что не помню, —
я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его я закрою глаза и помню,
а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет — ничего!»
Вопросы Наташи при всей кажущейся их нелепости
полны серьезного смысла. У нее особая память, яркая, образная, живая и
по-своему мудрая. Борис живет в памяти Наташи в общих чертах, размытых и
непроясненных, а Николай — в ярких жизненных подробностях. Эта разная память о
разных людях несет в себе ощутимую, но не сформулированную их оценку. Борис
Наташе плохо помнится, потому что он примитивнее живого и сложного Николая.
Именно живым ощущением ценностей жизни Наташа обновляет общающихся с нею
людей.
Она живет свободно и раскованно, однако все ее
поступки согреты изнутри скрытой теплотой нравственного чувства, которое она с
рождения впитала из русской атмосферы ростовского дома. Народное в Наташе
превращается в инстинктивно-безотчетную силу всего ее существа, и проявляется
оно легко, непринужденно. Вспомним русскую пляску героини в имении дядюшки:
«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,
— эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла
она эти приемы, которые раs de chale давно должны были вытеснить? Но дух и приемы
эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее
дядюшка...
Она сделала то самое и так вполне точно это
сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее
дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную,
такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять
все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во
всяком русском человеке». В мирной жизни Наташа пробуждает нравственные ценности,
которые спасут Россию. «Мирок», который формируется вокруг нее, является
прообразом большого «мира» 1812 года.
Однако Толстой показывает и внутренний драматизм
той человечности, которую несет в себе жизнелюбивая и непосредственная героиня.
Пьер никак не может понять и уяснить для себя, почему невеста князя Андрея, так
сильно любимая и милая Наташа, променяла Болконского на «дурака» Анатоля?
Однако Толстой считал это событие «самым важным местом романа», его «узлом».
Заметим, что такая неожиданность угрожает не
только Наташе. Когда Курагины приезжают в Лысые Горы сватать Анатоля к княжне
Марье, старик Болконский даже в мыслях не допускает, чтобы этот пустой человек
как-то поколебал семейный порядок. Но он ошибается. Княжна Марья попадает под
власть бесстыжих глаз. В их нагло-свободном взгляде есть притягательная,
соблазняющая сила, враждебная строго упорядоченному гнезду Болконских. Миры
Ростовых и Болконских олицетворяют собой семейные уклады, в которых живы
сословные традиции. Третье семейное объединение Курагиных таких традиций совершенно
лишено. И вот когда эгоистическое курагинское начало вторгается в мир этих
патриархальных семей, в нем происходит кризис.
Случайно ли сближение Наташи именно с Курагиным?
Нет ли сходства в стиле жизни Наташи и Анатоля? По-видимому, не случайно, и
такие общие точки между Наташей и Анатолем есть. Толстой так характеризует
Анатоля: «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут
отозваться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его
поступка». Анатоль безгранично свободен в своем эгоизме. Он живет стихийно,
легко и уверенно. Но и Наташа повинуется чувству полной душевной
раскованности. Для нее тоже не существует мучительный вопрос «зачем?». И вот в
моменты полной душевной открытости человек, живущий сердечными инстинктами, не
застрахован от ошибок и катастроф. Свободный инстинкт Наташи переступает грани
нравственного чувства и смыкается на мгновение с эгоизмом Курагина. В
стихийном чувстве правды и добра есть красота и обаяние, но есть и внутренняя
слабость. Драматичен избыток интеллекта, приглушающий в душе человека
непосредственные ощущения жизни; но драматична и стихийная сила жизненности,
не контролируемая сознанием, не управляемая им.
Катастрофа с Анатолем и измена Андрею повергают
Наташу в состояние кризиса, из которого ее выводит тревожное известие об
угрозе французов, приближающихся к Москве. Примечательно, что в «Войне и мире»
существует параллель между Анатолем Курагиным и Наполеоном. Для того и другого
«не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что пришло ему в голову». Полное
отсутствие нравственных ограничений, разрушительная сила эгоизма, сеющая
несчастья в семьи Болконских и Ростовых, угрожает теперь всей России
наполеоновским нашествием.
В эти трудные для России дни любовь Наташи к
людям достигает полного забвения своего «я» для других. Княжна Марья замечает:
«На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно
выражение — выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему
тому, что было близко любимому человеку, выражение жалости, страданья за других
и страстного желанья отдать себя всю, для того, чтобы помочь им. Видно было,
что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в
душе Наташи».
Переход Наташи в зрелый возраст кажется на
первый взгляд чем-то неожиданным: «Она пополнела и поширела, так что трудно
было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу...» В
грубоватой резкости портрета чувствуешь желание Толстого подразнить
определенный круг читателей. Эпилог романа явно полемичен. Он направлен против
дурно понятых идей эмансипации и у нас в России, и в за рубежом. Иронически
рассказывает Толстой об «умных людях», полагающих, что женщина должна блюсти
девичье кокетство и «прельщать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа».
Это развращенный взгляд людей, «которые в браке видят одно удовольствие,
получаемое супругами друг от друга, то есть одно начало брака, а не все его
значение, состоящее в семье». Для людей, привыкших брать от жизни только
чувственные наслаждения, женщина как мать вообще не существует.
В материнстве Толстой видит высшее назначение
женщины. И его Наташа — идеальное воплощение женственности — в зрелом возрасте
остается верной сама себе. Все природные богатства ее натуры, вся полнота ее
жизнелюбивого существа уходят в материнство и семью. Как жена и мать Наташа
по-прежнему прекрасна. И когда возвращался Пьер, выздоравливал ребенок,
«прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле» и «она бывала еще
более привлекательна, чем прежде», «яркий, радостный свет лился потоками из ее
преобразившегося лица».
Одухотворенная чувственность Наташи торжествует
в семейной жизни с Пьером. Отношения между ними глубоко человечны и чисты. Пьер
не может не ценить в Наташе ее женскую интуицию, с которой она угадывает малейшие
его желания, и любуется непосредственной чистотой ее чувств. Пусть она не очень
разбирается в существе политических помыслов Пьера, но зато она всегда улавливает
добрую основу его души. Интеллектуальному, размышляющему, анализирующему жизнь
Пьеру как воздух нужна Наташа с ее обостренным чувством правды и фальши,
настоящего и мнимого, живого и мертвого. Через общение с ней очищается и
обновляется его душа: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное,
твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому,
что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и
дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только
то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто. И отражение
это произошло не путем логической мысли, а другим — таинственным, непосредственным
отражением». |