Преобладающий мотив творчества М. Ю. Лермонтова — это бесстраш¬ный самоанализ и связанное с ним обостренное чувство личности, отри¬цание любых ограничений, любых посягательств на ее свободу. Именно таким поэтом с гордо поднятой головой он и пришел в рус¬скую литературу со стихами «Смерть поэта» (1837). В них он смело высказал светскому обществу то, о чем умалчива-ли даже пушкинские друзья. Он пригрозил «наперсникам разврата» не только «железным» стихом, «облитым горечью и злостью», но и Страшным судом, от которого не уйдут они за гробом. Поэт ворвался в поэзию как воин, подхвативший знамя из рук поверженного собрата. И тут же, в 1837 году, был наказан за свою дерзость ссылкой на Кавказ. Поспеши¬ли избавиться от непокорного поэта-Ж'едюя. Повторилось то, что было и с Пушкиным, но только в еще более ускоренном ритме: две ссылки и смерть на дуэли, скорее похожая на соз¬нательное, рассчитанное убийство. Только четыре года про¬жил Лермонтов с рокового январского дня 1837 года. Но эти четыре года составили целый этап в развитии русской лите¬ратуры. Лермонтов оказался не только преемником Пушки-на, но и гениальным его продолжатели». О его глубоком отличии от Пушкина свидетельствует уже тот образ погибшего поэта, который Лермонтов создает в сво¬их стихах. Этот образ далек от личности Пушкина, который не мог по складу своей души умереть «с напрасной жаждой мщенья». Поэтому и слова сожаления, адресованные Пуш¬кину, не свидетельствуют о полноте понимания Лермонто¬вым его характера. Тема противостояния поэта светской чер¬ни появляется у Пушкина лишь однажды в стихотворении «Поэт и толпа». Она отнюдь не является для Пушкина сквозной и постоянной. У Лермонтова, напротив, эта тема пронизывает всю поэзию, проникает как навязчивый и ус¬тойчивый мотив даже в стихи, посвященные гибели русско¬го национального поэта. В стихотворении «Пророк» (1841) Лермонтов дает пушкин¬скому взгляду на судьбу поэта свое, трагическое осмысление. |