Островский считал возникновение национального
театра признаком совершеннолетия нации. Это совершеннолетие не случайно
приходится на 1860-е годы, когда усилиями в первую очередь Островского, а также
его соратников А. Ф. Писемского, А. А. Потехина, А. В. Сухово-Кобыли-на, Н. С.
Лескова, А. К. Толстого в России был создан реалистический отечественный
репертуар и подготовлена почва для появления национального театра, который не
мог существовать, имея в запасе лишь несколько драм Фонвизина, Грибоедова,
Пушкина и Гоголя.
Островскому наша драматургия обязана
неповторимым национальным обликом. Как и во всей русской литературе 1860-х
годов, в ней существенную роль играют начала эпические: драматическим
испытаниям подвергается мечта о братстве людей, как в классическом романе,
обличается «все резко определившееся, специальное, личное, эгоистически
отторгшееся от общечеловеческого».
Поэтому драма Островского, в отличие от драмы
западноевропейской, чуждается сценической условности, уходит от хитросплетенной
интриги. Ее сюжеты отличаются классической простотой и естественностью, они
создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем.
Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у
читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его
драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец.
Это придает произведениям Островского открытый характер: жизнь началась до
того, как был поднят занавес, и продолжится после того, как он будет опущен.
Конфликт разрешен, но лишь относительно: он не развязал всей сложности
жизненных коллизий.
Произведения Островского не укладываются ни в
одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их
«пьесами жизни». Островский не любит отторгать от живого потока
действительности сугубо комическое или сугубо трагическое — ведь в жизни нет
ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного. Высокое и низкое,
серьезное и смешное пребывают в ней в растворенном состоянии, причудливо
переплетаясь друг с другом. Всякое стремление к классическому совершенству
формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над ее живым существом.
Совершенная форма — свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и недоверчив к итогам.
За свою долгую творческую жизнь Островский
написал Лрлее пятидесяти оригинальных пьес и создал русский Национальный театр.
По словам Гончарова, он всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта —
«Тысячелетний Памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое
время, другим — останавливается у первой станции железной дороги...»
«Зачем лгут, что Островский «устарел», — писал в
начале двадцатого столетия театральный критик А. Р. Ку-Гбль. — Для кого? Для
огромного множества Островский •ще вполне нов, — мало того, вполне современен,
а для Тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься,
у которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу». |