Чичиков — живое воплощение движения русской
жизни XIX столетия. По сравнению с определившимися и
относительно застывшими характерами русских помещиков он являет собой
неуемную энергию и деятельность. Но в порыве своем он почти не движется вперед,
а все время «кружит» и «колесит», всякий раз возвращаясь в исходное положение.
Чичиковский «винт» постоянно срывается с «резьбы» в русской жизни, отторгающей
его. Так что судьба героя являет перед читателем цепь, состоящую из
стремительных восхождений и столь же стремительных в своей неожиданности катастроф,
оставляющих героя у разбитого корыта. Спицы периодически сыплются из кривого
колеса чичиковской брички.
Чтобы понять, почему это происходит, проследим
вместе с автором предысторию жизни главного героя «Мертвых душ». Чичиков
принадлежит к служилому дворянству. Отец его не оставил наследственных имений.
«В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых
сюртука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег».
В отличие от сынков богатых дворян Чичикову
пришлось пробивать себе дорогу в жизни собственными усилиями, опираясь на
нехитрый «молчалинский» совет, которым сопроводил Павлушу бедный родитель в
плавание по морю житейскому: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке
не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С
товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так
водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными...
больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ
или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в
какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
На первых порах отцовское наставление
срабатывает безупречно. В школе Чичиков проявляет искусную оборотливость по
копеечной части. Его фантазия бойко работает над изобретением всевозможных
коммерческих операций. Успешно складываются отношения со школьным начальством.
Лестью он добивается доверия своих наставников.
Отношения с людьми Чичиков завязывает
избирательно, предпочитая лишь тех, которые приносят ему какую-либо личную
пользу. Когда эта польза пропадает, Чичиков бросает человека как ненужную вещь
или тряпку. Обладая актерскими способностями, Чичиков ловко входит в доверие к
нужным ему лицам и делает значительные успехи на поприще службы. «Все
оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках,
и бойкость в деловых делах. С такими средствами добыл он в непродолжительное
время то, что называют хлебное местечко».
«Тут только долговременный пост наконец был
смягчен, и оказалось, что он всегда не был чужд разных наслаждений, от которых
умел удержаться в лета пылкой молодости, когда ни один человек совершенно не
властен над собою... Уже сукна купил он себе такого, какого не носила вся губерния,
и с этих пор стал держаться более коричневых и красноватых цветов с искрою; уже
приобрел он отличную пару и сам держал одну вожжу, заставляя пристяжную виться
кольцом; уже завел он обычай вытираться губкой, намоченной в воде, смешанной с
одеколоном; уже покупал он весьма недешево какое-то мыло для сообщения
гладкости коже, уже...» Но тут грянула катастрофа и разнесла в прах плоды его
трудов. Почти все, чего он добивался с таким терпением и старанием, с такой почти
нечеловеческой изворотливостью и аскезой, в одночасье оказалось безвозвратно
утраченным. Чичиков столкнулся со странной особенностью русской жизни, мстящей
всякому, кто чрезмерно увлечется приобретательством, забыв христианский долг
«служить Богу, а Не мамоне». На место прежнего «тюфяка»-начальника был прислан
новый — русская «коробочка»: «Генерал был такого рода человек, которого хотя и
водили за нос (впрочем, без его ведома), но зато уже, если в голову ему западала
какая-нибудь мысль, то она там была все равно что железный гвоздь: ничем нельзя
было ее оттуда вытеребить». На этот «гвоздь» и наткнулся Чичиков.
Но ведь, кроме внешних «гвоздей» и ухабов,
разбивающих на каждом шагу колесо чичиковской «брички», точно такой же
«гвоздь» сидит и в душе самого Чичикова. «Да, Чичиков реалист, да, он не
Хлестаков, не Поприщин, — пишет И. Золотусский. — Да, его надуть трудно. Сам
он надувать мастак... Почему лее то и дело сгорает и прогорает гоголевский
герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются,
не удаются?
Смог ли бы отъявленный и прожженный плут так довериться
Ноздреву, так ему сразу и ляпнуть насчет «мертвых»? Разве не понял бы он,
что Ноздрев все разболтает?..
Или из-за чего прахом полетело ловко задуманное
предприятие Чичикова на таможне и исчез, как облако, уже схваченный им
миллион? — Из-за пустяка, из-за бабы... Ну скажите, какой же тонкий плут
себе такое позволит, какой «хозяин» так неосторожно осечется? Да он обласкает
этого дурака статского советника, скажет ему: «Конечно, не ты, а я — попович, и
возьми себе на здоровье эту бабенку, только мои полмиллиона при мне оставь...»
А история с губернаторской дочкой? Разве не она
подвела его окончательно? Разве не на ней он срезался и выпустил из рук,
может быть, уже готовое порхнуть ему в руки счастье? Не пренебреги Чичиков
вниманием городских дам, обделай он свой интерес к губернаторской дочке тонко,
тайно, не публично — все было бы прекрасно, и, глядишь, сосватали бы его те
же дамы, и под венец отвели, да еще говорили бы: «Какой молодец!» А он
рассиропился, он на балу свои чувства выказал — и тут же был наказан.
Не ополчись на него губернский женский мир, сплетни Ноздрева и россказни
Коробочки ничего бы не сделали. Те же самые дамы снесли бы их в мусорный ящик.
Но пламя разгорелось из-за них».
Вообще в характере Чичикова далеко не все
контролируется и измеряется приобретательским духом. Вот он перебирает в
номере гостиницы списки умерших крестьян, вчитывается зачем-то в заметки
Собакевича, представляет в своем воображении каждого мужика поименно, и
«какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладевает им». «Каждая
из записочек как будто имела какой-то особенный характер, и через то как будто
бы самые мужики получали свой собственный характер... Все сии подробности
придавали какой-то особенный вид свежести: казалось, как будто мужики еще
вчера были живы. Смотря долго на имена их, он умилился духом и,
вздохнувши, произнес: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные
мои, поделывали на веку своем? как перебивались?» И в вообра жении этого
«дельца», превратившегося в русского поэта, разгулялась-разлилась на всю Русь
целая поэма об умном, дельном и вольном народе. Конечно, эту эпическую поэму о
красоте и величии богатырского народного труда вместе с Чичиковым поет и сам
Гоголь. Но неспроста же автор считает возможным связать с именем Чичикова
замечательные строки, в которых душа его, освободившаяся от мертвых пут
«земности», от «мелочей», околдовавших стяжателей и существователей, вырвалась
на широкий волжский простор. Есть ведь и во всех «предприятиях» Чичикова некий
«перехлест», выход за нормы «добропорядочности» и прозаичности рядового
буржуазного стяжательства. Не от русского ли задора в нем идет его нетерпение,
неуемное желание рискнуть, но уж взять разом весь капитал? Не русская ли, не
разбойничья ли это в Чичикове повадка?
И когда сбитый с толку чичиковскими аферами
городской обыватель сравнивает Чичикова с капитаном Копейки-ным, доведенным
равнодушием властей до атамана разбойничьей шайки, в этом сравнении, при всей
фантастичности его, есть некий, пусть слабо мерцающий, позитивный смысл.
Крах авантюры Чичикова с «мертвыми душами»,
назревающий в финале поэмы, — это событие большого масштаба и исторической
значимости, это свидетельство отторжения русской жизнью того пути, буржуазный
дух которого наиболее последовательно воплощает Чичиков. Духом «чичиковщины»,
как мы убедились, заражены в поэме все помещики, с которыми он общался и в
которых без труда распознавал свои собственные черты. «Чичиковщиной» болен и
губернский город, в котором находящиеся у власти управители совсем не
озабочены государственными проблемами. Каждый блюдет здесь свой собственный
интерес и рассматривает свою должность как кормушку, как средство личного
обогащения. «Нигилист» Собакевич недалек от истины, что здесь мошенник на
мошеннике сидит и мошенником погоняет.
И тем не менее «фантастика» чичиковского
предприятия вызывает среди губернских обывателей реакцию отторжения.
Напряжение растет, достигает кульминации и получает грозовую разрядку в смерти
прокурора. Есть в этом апокалипсическом финале намек на возмездие за «кривые
дороги», которыми колесила по кругу бричка Чичикова. Круги ада описаны и
пройдены. Не случайно в пути своем герой вернулся к тому, с чего всего
началось, чтобы отсюда, как бы с начала своей юности, выйти на новую, прямую дорогу,
ибо в финале поэмы русская жизнь отвергает пройденный им жизненный цикл.
Финальные строки поэмы мыслятся Гоголем как
выход из «ада» к «чистилищу». И выход этот сопровождает, конечно, не
трагический, а глубоко оптимистический, исполненный веры и надежды мотив: «Эх,
тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только
родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на
полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый,
кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним
топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в
немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а
привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах
смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге
остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже
видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая
тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и
остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли
это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая
сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри
ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с
вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув
копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и
мчится вся вдохновенная Богом\.. Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не
дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром
разорванный в куски воздух и летит мимо все, что ни есть на земле; и, косясь,
постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Пора оставить всякие домыслы относительно того,
кто сидит в этой тройке, и сомнения — уж не Чичиков ли правит ею? В финале
первого тома Гоголь предвосхищает свершившееся Божье чудо. Мчится
тройка-мечта, обновленная Россия, «вся вдохновенная Богом», вышедшая на
праведные, прямые пути. Русь-тройка — поэтически воплощенная вера в высокое
всемирно-историческое предназначение России как православно-христианской
страны. Вслед за почитаемым им Гердером в Германии и славянофилами в своем
отечестве Гоголь, поэт и историк, не сомневается в этом предназначении, если
Россия вернется к самой себе, к своим корням, к своим древним святыням и
истокам. |