Творческая история «Грозы» К художественному синтезу темных и светлых начал
Островский пришел в русской трагедии «Гроза», ставшей вершиной его зрелого творчества.
Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге,
предпринятая по заданию Морского министерства в 1856— 1857 годах. Неистощимым
источником поэтического вдохновения открывался для Островского Верхневолжский
край. О большом влиянии «литературной экспедиции» на грядущие замыслы
драматурга хорошо сказал его друг С. В. Максимов: «Сильный талантом художник не
в состоянии был упустить благоприятный случай... Он продолжал наблюдения над
характерами и миросозерцанием коренных русских людей, сотнями выходивших к нему
навстречу... Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для
драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и
гордость отечественной литературы».
В течение довольно длительного времени
считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского
купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года
дело Клыковых. Вплоть до начала XX века костромичи указывали на место самоубийства Катерины — беседку
в конце маленького бульвара, нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она
жила. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты
гримировались «под Клыковых».
Прошло много десятилетий, прежде чем
исследователи установили, что «Гроза» была написана до того, как молодая
купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне
— июле 1859 года и закончил 9 октября. Впервые пьеса была опубликована в
январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое
представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре,
в бенефис С. В. Васильева, с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Версия о
костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной. Однако сам факт
удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует о прозорливости
национального драматурга, уловившего нараставший в купеческой жизни конфликт
между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел «что-то
освежающее и ободряющее», а известный театральный деятель С. А. Юрьев сказал:
«Грозу» не Островский написал... «Грозу» Волга написала».
|