После завершения работы над «Войной и миром» Толстой
задумал большой исторический роман об эпохе Петра I, изучал документы, собирал материал.
Одновременно с обдумыванием романа он работал над учебной книгой для
детей—«Азбукой», для которой написал множество маленьких рассказов, в том
числе «Акула», «Прыжок», «Косточка», «Кавказский пленник». В 1873 году Толстой
оставил исторические замыслы, обратился к современности и сделал первые
наброски к «Анне Карениной». Однако работа над этим романом продолжалась
долго: он был завершен в 1877 году и опубликован в журнале «Русский вестник».
«Чтобы произведение было хорошо, надо любить в
нем главную, основную мысль, — говорил Толстой. — Так, в «Анне Карениной» я
люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны
12-го года...» Но ведь семейная тема пронизывает от начала до конца и «Войну и
мир». Существенную роль здесь играет поэзия семейных гнезд Ростовых и
Болконских, торжеством семейных начал завершается эпилог. Говоря о ключевой
роли «мысли семейной» в «Анне Карениной», Толстой имел в виду какое-то новое
звучание ее в этом романе.
Лучшие герои «Войны и мира» хранят в семейных
отношениях такие нравственные ценности, которые в минуту общенациональной
опасности спасают Россию. Вспомним атмосферу родственного, «как бы семейного» единения,
в которой оказался Пьер на батарее Раевского, вспомним русскую пляску Наташи и
общее всем — дворовым и господам — чувство, вызванное ею. «Семейное» тут
входит в «народное», сливается с ним, является глубинной основой «мысли
народной».
В «Анне Карениной» все иначе. Роман открывается
фразой о «счастливых семьях», которые «похожи друг на друга». Но интерес
Толстого теперь в другом: «...каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Все смешалось в доме Облонских». Не в родственном единении между людьми пафос
нового романа, а в разобщении между ними и распаде семьи. Семейная драма между
супругами Облонскими — Стивой и Долли — отзывается на судьбах многих людей,
живущих под крышей их дома. Исчезли духовные связи, скреплявшие семью, и люди
Облонских тоже почувствовали себя словно «на постоялом дворе».
Драматизм проникает и в построение романа,
который состоит как бы из двух произведений, развивающихся параллельно друг
другу: история семейной жизни светской женщины Анны Карениной и судьба дворянина,
живущего в деревне, занимающегося усовершенствованием своего хозяйства, своих
отношений с крестьянами Константина Левина. Пути этих героев не пересекаются
друг с другом на протяжении всего романа; одна-единственная встреча Левина с
Анной в финале ничего не меняет в жизни героев. В литературной критике даже
возникло мнение об отсутствии художественного единства в романе, говорили о
его распаде на две не связанные друг с другом темы.
Толстого очень удручала такая критическая
глухота, и в специальном объяснении он показал, что «Анна Каренина» — цельное произведение, но «связь постройки сделана не на
фабуле и не на отношениях лиц, а на внутренней связи». Для чего Толстому
потребовалось включить рассказ о жизни двух разных героев в один роман? В чем
заключается «внутренняя связь» между судьбой Анны Карениной и жизнью Левина?
Истории жизни Анны и Левина воспринимаются как обособленные
друг от друга лишь при поверхностном чтении романа. В действительности между
чередующимися попеременно эпизодами из жизни героев существует напряженная
художественная связь. Например, скачки в кругу Анны сменяются косьбой в кругу
Левина; Анна, играющая в крокет, и Левин, охотящийся в русских лесах и
болотах... Нельзя не заметить некоторой искусственности во всех ситуациях,
связанных с Анной, и жизнь Левина эту искусственность оттеняет. В романе нет
прямого суда над Карениной и людьми светского круга, но косвенно, через
композиционную связь эпизодов, осуществляется суд над героями, который вершит
не автор, а живая жизнь.
Всем содержанием романа Толстой доказывает великую правду
евангельского завета о таинстве брака, о святости брачных уз. Драматична
безлюбовная семья, где приглушены или вообще отсутствуют чувственные связи
между супругами. Но не менее драматичен и разрыв семьи. Для душевно чуткого
человека он неизбежно влечет за собой нравственное возмездие. Вот почему в
любви к Вронскому Анна испытывает нарастающее ощущение непростительности
своего счастья. Жизнь с неумолимой логикой приводит героев к уродливой
однобокости их чувств, особо оттеняемой отношениями Левина и Кити. Кити крепче
опиралась на руку Левина и прижимала ее к себе. Он «наедине с нею испытывал
теперь, когда мысль о ее беременности ни на минуту не покидала его, то, еще
новое для него и радостное, совершенно чистое от чувственности наслаждение
близости к любимой женщине».
Именно такого, духовного единения нет между Анной и
Вронским. Но без него невозможны ни дружная семья, ни супружеская любовь.
Желание Вронского иметь детей Анна начинает объяснять тем, что «он не дорожил
ее красотой». В беседе с Долли Анна цинично заявляет: «Чем я поддержу его
любовь? Вот этим?» Она вытянула белые руки перед животом».
В конце романа читатель уже не узнает прежней Анны. Пытаясь
удержать угасающую страсть Вронского, она поддразнивает его ревнивые чувства:
«Бессознательно в это последнее время в отношении ко всем молодым мужчинам Анна
делала все возможное, чтобы возбудить в них чувство любви к себе». Отношения
Анны и Вронского неумолимо
катятся к трагическому концу. Перед смертью она произносит
приговор своему чувству: «Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы,
страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим».
Поиском иных, высоких ценностей занят второй герой романа,
Константин Левин. Он предан деревне, земледельческому труду как первооснове
жизни человечества. Взгляд Левина-земледельца остро схватывает извращенность
потребностей и искусственность образа жизни верхов. Спасение от лжи современной
цивилизации Левин видит не в реформах, не в революциях, а в нравственном
перерождении человечества, которое должно повернуть с языческих на истинно
духовные пути. Левин долго бьется над загадкой гармонической уравновешенности
и одухотворенной красоты трудящегося на земле крестьянина. Он долго не
понимает, почему все его хозяйственные начинания встречаются мужиками с
недоверием и терпят крах. И только в конце романа Левин совершает радостное для
себя открытие: его неудачи, оказывается, были связаны с тем, что он не
учитывал те духовные побуждения, которыми определяются крестьянский быт и
крестьянский труд. Общение Левина с мужиком Федором, беседа с ним о старике
Фоканыче, который для других, а не для собственного брюха живет, Бога помнит,
завершают переворот в душе героя.
Вместе с Левиным, героем во многом автобиографическим, и сам
Толстой принимает народную веру и создает целую серию философско-религиозных
работ, в которых он излагает своеобразно понятое им христианское вероучение и
подвергает сокрушительной критике все основы современного ему государственного
и общественного строя («Исповедь», «Так что же нам делать?», «Критика догматического
богословия», «Царство Божие внутри вас», «В чем моя вера?», «О жизни», «Не могу
молчать» и др.). |