В конце 1855 года Толстой вернулся в Петербург и
был принят в редакции журнала «Современник» как севастопольский герой и уже
знаменитый писатель. Н. Г. Чернышевский в восьмом номере «Современника» за
1856 год посвятил ему специальную статью «Детство» и «Отрочество». Военные рассказы
графа Л. Н. Толстого». В ней он определил своеобразие реализма Толстого,
обратив внимание на особенности психологического анализа. «Большинство поэтов,
— сказал Чернышевский, — заботятся преимущественно о результатах проявления
внутренней жизни, а не о таинственном процессе, посредством которого вырабатывается
мысль или чувство... Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он
не ограничивается изображением результатов психического процесса: его
интересует самый процесс... его
формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».
С тех пор «определительный термин» — «диалектика
души» — прочно закрепился за творчеством Толстого, ибо Чернышевский уловил
самую суть толстовского дарования. Предшественники Толстого, изображая
внутренний мир человека, использовали слова, точно называющие душевное
переживание: «волнение», «угрызение совести», «гнев», «презрение», «злоба».
Толстой был этим не удовлетворен: «Говорить про человека: он человек оригинальный,
добрый, умный, глупый» — это значит произносить слова, «которые не дают
никакого понятия о человеке» и «только сбивают с толку». Толстой не
ограничивается называнием тех ,или иных психических состояний. Он идет дальше
и глубже. Он «наводит микроскоп» на тайны человеческой души и схватывает
изображением сам процесс зарождения и оформления чувства еще до того, как оно
созрело и обрело завершенность. Он рисует картину душевной жизни, показывая
приблизительность и неточность любых готовых определений. |