Л. Н. Толстому не было тогда еще и двух лет, но
ангельский облик матери сохранился навсегда в его памяти. «Она представлялась
мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто я молился ее душе,
прося помочь мне, и молитва всегда помогала». На мать был очень похож любимый
брат Толстого Николенька. Одна черта особенно привлекала Толстого в дорогих ему
людях — они никогда никого не осуждали. Однажды в «Житиях святых» Димитрия
Ростовского Толстой прочел о монахе, который по смерти оказался среди святых
именно за это качество.
Мать заменила детям тетушка Татьяна
Александровна Ергольская, которая, по словам Л. Толстого, по-прежнему любила
отца, «но не пошла за него потому, что не хотела портить своих чистых,
поэтических отношений с ним и с нами». Именно она научила Толстого «духовному
наслаждению любви»: «Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял
счастье любви».
Детство Толстого овеяно воспоминаниями об
Отечественной войне 1812 года, об изгнании Наполеона, о восстании декабристов.
Кузеном матери был Сергей Григорьевич Волконский. Он участвовал в кампании
12-го года, затем вступил в Южное общество. После 14 декабря его сослали в
Восточную Сибирь, где он и оставался 30 лет сперва на каторжных работах, потом
на поселении. Подвигу С. Г. Волконского и его жены Некрасов посвятил поэмы
«Дедушка» и «Княгиня Волконская».
Брат его, Николай Григорьевич, в битве под
Аустерлицем участвовал в атаке кавалергардского полка, описанной в «Войне и
мире», был ранен в голову и попал во французский госпиталь. Наполеон, узнав о
его неустрашимости, предложил освободить всех пленных офицеров, если он
откажется воевать в течение двух лет. Николай Григорьевич ответил, что
«присягнул служить своему государю до последней капли крови и потому такого
предложения принять не может».
С детских лет Лев Толстой ощутил родственную
причастность к историческим судьбам России, к мечтам лучших ее сынов о мире и
благополучии. Талантливый и чуткий брат его Николенька придумал детскую игру в
«муравейных братьев». Однажды он объявил о «тайне», «посредством которой,
когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни,
никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить
друг друга, все сделаются муравейными братьями (вероятно, это были
моравские братья, о которых он слышал или читал...). И я помню, — говорил
Толстой,—что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая муравьев в
кочке... Но главная тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой
палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа, в том
месте, в котором я просил в память Николеньки закопать меня...» Эту тайну
искал Толстой всю жизнь, ее разрешению он посвятил свое творчество.
В детстве Толстого окружала теплая, семейная
атмосфера, исполненная религиозного благочестия. Жившая в доме тетушка
Александра Ильинична охотно давала приют странникам, богомольцам, юродивым. «Я
рад, — писал Толстой, — что с детства бессознательно научился понимать высоту
их подвига». А главное, эти люди входили в семью Толстых как неотъемлемая часть
ее, раздвигая тесные семейные границы и распространяя родственные чувства детей
не только на «близких», но и на «дальних» — на весь мир. «Все окружавшие мое
детство лица — от отца до кучеров — представляются мне исключительно хорошими
людьми, — говорил Толстой. — Вероятно, мое чистое, любовное чувство, как яркий
луч, открывало мне в людях (они всегда есть) лучшие их качества, и то, что все
люди эти казались мне исключительно хорошими, было гораздо ближе к правде, чем
то, когда я видел одни их недостатки». |