Еще современная А. Н. Островскому критика
подметила часто встречающиеся в его драматургии сюжетные повторы. «На всякого
мудреца довольно простоты» — это авторская вариация на тему «Доходного места»,
«Лес» вбирает в себя сюжетные мотивы «Воспитанницы», в «Горячем сердце» слышатся отголоски «Грозы».
Поздний Островский «перепевает» сюжеты ранних произведений. Недальновидная
критика утверждала, что к 1870-м годам драматург стал повторять самого себя,
что эти повторы — свидетельство заката его художественного таланта.
На самом деле все обстояло иначе: «перепевы»
Островского — содержательный художественный прием, с помощью которого
драматург обостряет у зрителя и читателя ощущение стремительных и
катастрофических перемен, совершающихся в новой, пореформенной России. Одна из
поздних его пьес так и называется — «Старое по-новому». Островский воскрешает в
памяти читателя сюжетные ситуации своих драм дореформенного периода, чтобы по
контрасту с ними показать, как изменилась русская жизнь, как по-новому
разрешаются в ней старые противоречия и конфликты.
В 1868 году Островский пишет комедию «Горячее
сердце», начиная переосмысление традиционных в его творчестве тем. В этой
пьесе он вновь обращается к изображению быта и нравов купечества, причем
действие происходит в знакомом читателю и зрителю городе Калинове. Но в «Горячем
сердце» исчезают суровые краски, уходят трагические ноты. Островский пишет
веселую комедию об уходящей в прошлое эпохе. Действие начинается в доме купца
Курослепова. Это самодур, отличающийся от монументальных и сильных характеров
Дикого и Кабанихи. Куросле-пов очумел от водки и беспробудного сна. Он
постоянно путает сон с явью и на протяжении всей комедии бредит
светопреставлением. А между тем его жена Матрена заводит шашни с приказчиком
Наркисом и ворует деньги у Курослепова.
Курослепову в комедии противопоставлен Хлынов.
Если первый спит на деньгах, то второй безудержно сорит ими: строит дачи с
нелепыми фонтанами и беседками, заводит приживалов и песенников. Вся эта удалая
ватага с Хлыно-вым во главе с утра до ночи пьет шампанское, поливает им дорожки
в саду, творит всяческие безобразия. В услужении у Хлынова находится
механик-самоучка Аристарх, напоминающий Кулигина из «Грозы». Но его талант тратится
теперь не на изобретение громоотвода, а на организацию всевозможных потех
неугомонного на этот счет хозяина. Аристарх устроил фонтаны в хлыновском саду,
а часы с музыкой поставил над конюшней. По-прежнему многое в этом мире
определяют деньги, но только теперь, в обстановке пореформенного времени, эти
деньги становятся «бешеными». На них Хлынов покупает себе в шуты бедного
купчика Васю, а заодно и пушку, которая стреляет после каждого выпитого им
бокала шампанского. Градоначальнику Калинова Серапиону Мардарьичу Градобоеву за
всякое свое безобразие Хлынов охотно готов платить штраф по сто рублей
серебром.
В атмосферу этих фантастических бесчинств и
какого-то артистического бесстыдства Островский бросает «горячее сердце» дочери
купца Курослепова. Это девушка с капризным, строптивым, но сильным и любящим
характером. И если в «Грозе» гибнет сильная духом, горячая сердцем Катерина,
то в этой комедии относительно счастливый финал. Героине удается освободиться
от семейного гнета и связать свою судьбу с честным человеком. Самодурство в
комедии отступает: оно уже не всесильно, а комически беспомощно. «Горячее
сердце» открывает цикл поздних драм Островского: «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце — не камень», «Не все коту
масленица». В них Островский служит отходную старому купеческому миру:
усиливается веселый, комический элемент, отживающее явление из трагического
превращается в смешное. Комедии эти написаны зрелым мастером. С утонченным искусством Островский обыгрывает
в них конфликты, некогда освещавшиеся драматически и даже трагически. Чувствуются нотки самоиронии: драматург не
только смеется над миром, который погубил когда-то его Катерину, но как бы
подсмеивается слегка и над самим собой.
Уходит в прошлое не только старое патриархальное
купечество. Разлагается и разоряется русское дворянство. В драме «Лес» действие
происходит в глухой стороне. Но лишь дремучие леса, окружающие дворянскую
усадьбу Пеньки, напоминают о былой патриархальной устойчивости дворянского
быта. Владелица Пеньков, Раиса Павловна Гурмыжская, далеко не похожа на старую
помещицу-домоседку. Скорее уж перед нами Хлынов в юбке. Она вернулась в
имение не потому, что ей нравится жить в глуши, а потому, что прокутила большую
часть своего состояния в шумной столице. Теперь она доживает остатки некогда
богатого поместья. Его прибирает к рукам вчерашний мужик, купец Восьмибратов,
под топором которого падают помещичьи леса.
В доме Гурмыжской живет воспитанница Аксюша — традиционная
у Островского героиня с «горячим сердцем». Барыня прочит ей в мужья
недоучившегося гимназиста Буланова, тайного своего любовника, надеясь таким
образом прикрыть собственные грешки. Аксюша любит сына купца Восьмибратова
Петра, но отец не согласен на брак без приданого. Он требует за Аксюшей тысячу
рублей, а Гурмыжская, конечно, отказывает.
Миру наживы и корысти в драме противостоят
провинциальные актеры — племянник Гурмыжской трагик Несчастливцев и его
приятель комик Аркаша Счастливцев. Судьба сводит их вместе на лесной поляне,
невдалеке от усадьбы Пеньки. Один держит путь из Вологды в Керчь, другой — из
Керчи в Вологду. Это люди «не от мира сего», странствующие рыцари искусства,
отщепенцы, ради театра отказавшиеся от тех благ, которыми дорожат окружающие
их «копеечники». Они воплощают в себе стихию актерства, лицедейства,
скоморошества. Они и по духу перелетные птицы: над ними не властны корыстные
страсти, им чужд узкий и пошлый мещанский мирок.
Вторжение актеров в жизнь погрязших в расчетах
людей ставит под сомнение денежные ценности и многое из того, чем принято
дорожить в современном обществе. Происходит неожиданная развязка, относительно
счастливый конец. Это «чудо» несут в жизнь актеры: их великодушие распутывает
трагический узел, в котором оказалась Аксюша. Отдавая ей спасительную тысячу,
актеры без гроша в кармане уходят в непонятную «копеечникам» жизнь.
Тема актера не случайно окажется одной из
ведущих в творчестве позднего Островского. Он посвятит ей ряд пьес, среди
которых «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». Драматург ощущал, что
идущий на смену старым крепостническим порядкам буржуазный мир далек от идеалов
человечности. Голому и бездушному расчету он противопоставил бескорыстную
жизнь артиста, в самих основах чуждую делячеству и практицизму. В представлениях
об истинных человеческих ценностях актеры намного выше остальных героев
времени, напоминающих бездарных комедиантов. Своим присутствием актеры
оттеняют пошловатую театральность той жизни, которая их окружает.
Но в то же время Аксюша не станет трагической
актрисой и не уйдет с Несчастливцевым в театральную жизнь. Возникает конфликт
между человечностью актеров и земной, любящей героиней Островского.
Несчастливцев в этом мире — милый чудак, благородный, но слишком беспочвенный.
Его широкая и щедрая человечность не прививается в атмосфере деловой прозы.
Она может торжествовать лишь на сцене, а для жизни в миру не приспособлена.
Этот разрыв идеала и реальности тяжело переживается драматургом как роковая
примета нового времени. |