В конце четвертого тома, пройдя через испытания,
приняв каратаевский взгляд, Пьер обретает душевное спокойствие и гармонию:
«Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? —
теперь для него не существовал». Но в эпилоге мы видим иное: потребность мысли,
анализа, сомнения вновь вернулась к Пьеру. Он занят политической борьбой,
критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества из числа
свободомыслящих людей его круга. Замыслы его высоки и честолюбивы: «Ему
казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому
обществу и всему миру». И когда Наташа спрашивает Пьера, одобрил ли бы его
Платон Каратаев, она слышит в ответ: «Нет, не одобрил бы». Политические
увлечения Пьера — и это чувствуют Наташа и Марья — ставят под сомнение спокойствие
вновь созданной семьи. Раздраженный от спора с Пьером Николай Ростов произносит
пророческие слова: «И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить
— ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь». И хотя спор этот
пока на привел к драматическим последствиям, в нем есть предчувствие будущих
общественных потрясений.
Не случайно в финале «Войны и мира» возрождается
память о князе Андрее. Сын его, Николенька, оказывается невольным свидетелем
ссоры дяди Николая с Пьером. Мальчик боготворит Пьера, любит Наташу и чуждается
Николая Ростова. «Когда все поднялись к ужину, Николенька Болконский подошел к
Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами. «Дядя Пьер... вы... нет...
ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами?» — спросил он... «Я думаю,
что да», — ответил Пьер». А потом Николеньке снится сон, который и завершает
великую книгу. В этом сне мальчик видит себя и Пьера в касках, идущими во главе
огромного войска. А впереди у них — слава. Вдруг дядя Николай вырастает перед
ними в грозной и строгой позе. «Я любил вас, но Аракчеев велел мне, и я убью
первого, кто двинется вперед». Николенька оглянулся на Пьера, но Пьера уже не
было. Пьер был отец — князь Андрей... «Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже
он был доволен»...
Все, что было снято и развенчано жизнью в ходе
войны 1812 года — и гордые мечты о славе, и высокое небо Болконского, и
мучительный самоанализ, — все это вновь возвращается в финале романа-эпопеи на
круги своя. Пьер Безухов, открывший в испытаниях Отечественной войны вселенский
смысл народной правды, уходит от него к гордым мечтам, сомнениям и тревогам.
Слава вновь зовет к себе юного Болконского, мечтающего идти по стопам отца. И
только верная себе Наташа Ростова остается хранительницей тех ценностей
народной жизни, которые наверняка одобрил бы Платон Каратаев и которые временно
ушли в мирный быт, чтобы в эпоху новых потрясений вспыхнуть пламенем и осветить
великие дела. |