Художественное мышление Гоголя в «Миргороде»
глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьезным
увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение, как мы помним, началось
еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории р
Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет.
При поддержке Плетнева и Жуковского Гоголь
получает должность адъюнкт-профессора по кафедре всеобщей истории
Петербургского университета. В 1834—1835 годах писатель читает лекции по
средневековой истории, среди его слушателей-студентов оказывается И. С.
Тургенев. Одновременно возникают замыслы многотомного труда по истории
европейского Средневековья, пишутся отдельные статьи, собираются материалы.
Вскоре Гоголь убеждается, что его художественный
талант не вполне укладывается в рационалистический мир науки. Он воспринимает
историю не в отвлеченных формулах, а в живых картинах. Первые лекции,
прочитанные им в университете, покоряют слушателей колоритностью передачи
исторического материала. Но потом писатель к академической науке охладевает.
Его призвание — быть художником, что он блестяще продемонстрировал в повести
«Тарас Бульба», которую еще и доработал теперь, усилив в ней общерусский
эпический элемент.
«Тарас Бульба» — первая в истории русской
литературы национальная эпопея, предвосхищающая вместе с «Капитанской дочкой»
будущие эпические картины «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Тихого Дона» М. А.
Шолохова. Вероятно, Гоголь не достиг бы в литературе столь впечатляющего
результата, если бы его художественное мышление не опиралось на фундамент
глубокого знания и понимания истории, а также на изучение богатейшего
фактического материала европейского и украинского Средневековья.
В основе гоголевской философии истории лежала
вера в Божественное руководительство, в глубокую связь национальной истории с
религией народа, вероисповедными его святынями. Гоголь разделял мысли немецкого
историка и философа Гердера о великом историческом призвании славян
Восточной Европы, о грядущем расцвете России. Залогом этого расцвета Гоголь
считал героический средневековый период юности молодого народа, в котором
посеяно зерно грядущего. Гоголь-историк мыслил диалектически: современное
состояние русской жизни — отрицание героического Средневековья — по закону
отрицания отрицания и снятия возникшего противоречия приведет в будущем к возрождению
более прочного и одухотворенного национального единства на
православно-христианской основе. При этом Гоголь не разделял братских
украинского и русского народов: он видел у них общий, единый исторический
корень. |