За конкретными купеческими характерами в «Грозе»
таится у Островского неисчерпаемая глубина, дышит тысячелетняя история.
Интерес к ней возник у писателя давно. Его питали непосредственные жизненные
впечатления. Многое давали поездки из Москвы в Щелыково по древнему русскому
пути. Вот Троице-Сергиева лавра, где великий подвижник Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на
Куликовскую битву, а потом, во времена Сму-ТЫ, лавра выдержала осаду
польско-литовских захватчиков. Сюда пришли в 1612 году с ополчением Минин и
Пожарский и одержали победу над неприятелями, восстановили целостность Русской
земли.
Вот Переславль-Залесский, где Островский впервые
услышал поэтическую легенду о берендеях. Неподалеку от города, на Берендеевом
болоте, в центре его, сохранялись остатки какого-то древнего городища. В
народной легенде рассказывалось, что в доисторические времена здесь существовало
счастливое Берендеево царство с мудрым и добрым царем.
Вот Кострома, гостеприимный дом дядюшки, Павла
Федоровича, ключаря кафедрального собора, известного книгочея и историка,
знатока костромских древностей. Вместе с ним ходили не раз в Ипатьевский
монастырь, осматривали комнаты Михаила Федоровича, первого царя из Дома
Романовых. Сюда после разгрома поляков народным ополчением Минина и Пожарского
прибыли московские послы с целью объявить Михаилу решение Земского собора и
венчать его на царство. Здесь же, на центральной площади города, памятник
спасителю царя, патриоту земли Русской костромскому крестьянину Ивану
Сусанину.
Путешествие по Волге еще более укрепило
исторические чувства Островского. Да и пореформенное время, кризисное,
переходное, взывало к исторической памяти и пробуждало интерес к прошлому.
Значительных успехов достигла тогда историческая наука в двух ее направлениях.
Сторонники государственной школы, шедшие за С. М. Соловьевым, считали
высшим выражением исторической жизни нации сильное государство. Ученые демократической
ориентации вслед за Н. И. Костомаровым говорили о необходимости
децентрализации, о решающей роли антиправительственных народных движений и
бунтов.
Историческая тема заняла тогда одно из ведущих
мест и в русской драматургии у А. К. Толстого, Н. А. Чаева, Л. А. Мея и др.
Русских драматургов привлекали в основном две эпохи отечественной истории:
конец XVI века, период царствования Ивана Грозного с его
неограниченным самовластием, и начало XVII века — время мятежей и смут, нашествия иноземцев на Русь и
патриотических народных движений.
В исторических хрониках («Козьма Захарьич
Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино»), созданных в
1861—1866 годах, Островский обратился к эпохе Смуты начала XVII века. Тщательно изучив все исторические
документы, он вступил в полемику как с «государственниками», так 1гс «демократами». Первые
утверждали, что историю творили русские цари, вторые видели смысл истории в
нараставшей борьбе народа с царями, идеализируя вечевой строй и сепаратизм
древнего Новгорода. Островский же в своих хрониках показал, что в смутные для
России времена народ не бунтовал, а восстанавливал попранную российскую
государственность. Присущий народу инстинкт государственного единения, жгучая
обида за оскверненные религиозные святыни увлекают Минина на великий
патриотический подвиг:
Друзья и братья! Русь святая гибнет!
Друзья и братья! Православной вере,
В которой мы родились и крестились,
Конечная погибель предстоит.
Исторические хроники не получили той оценки,
какой они заслуживали, так как Островский не угодил в них господствующим
настроениям эпохи. «Неуспех «Минина», — писал он, — я предвидел и не боялся
этого: теперь овладело всеми вечевое бешенство, и в Минине хотят видеть
демагога (вождя бунтующего народа. — Ю. Л.). Этого ничего не было, и
лгать я не согласен. Подняло Россию в то время не земство, а боязнь костела, и
Минин видел в земстве не цель, а средство. Он собирал деньги на великое дело,
как собирают их на церковное строение... Нашим критикам подавай бунтующую
земщину; да что же делать, коли негде взять? Теоретикам можно раздувать идейки
и врать: у них нет конкретной поверки; а художникам нельзя: перед ними —
образы... врать только можно в теории, а в искусстве — нельзя».
В исторических хрониках, следуя традиции
пушкинского «Бориса Годунова», Островский проник в сам дух народа, достигая
высшего историзма не только в точном следовании фактам, но и в самом
художественном вымысле. И. С. Тургенев, познакомившись с историческими драмами
Островского, писал: «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не
писал до него!.. Какая местами пахучая, как наша русская роща летом, поэзия!..
Ах, мастер, мастер этот бородач!» |