«В «Онегине», — писал Белинский, — мы видим
поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из
интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть
поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни
одного исторического лица». «Онегина» можно назвать энциклопедией русской
жизни и в высшей степени народным произведением. Пусть идет время и приводит с
собою новые потребности, новые идеи, пусть растет общество и обгоняет
«Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму,
всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».
Для Белинского историзм «Онегина» исчерпывается
объективно точным, реалистическим изображением общества 1820-х годов, а
энциклопедизм связывается с полнотой охвата всех слоев этого общества. Поэтому
Белинский считает, что в ходе исторического развития «Онегин» будет превзойден
и утратит свое актуальное звучание, сохранив при этом интерес исторический.
Однако жизнь показала, что роман Пушкина оставался и остается недосягаемым
образцом и что литература русская развивается в тех границах, которые в нем уже
определены и обозначены.
В чем же тайна неувядающей современности
«Онегина»? В особенности пушкинского историзма. Дело в том, что картина жизни
русского общества 1820-х годов раскрывается в романе не только в своей
хронологической завершенности и определенности, но и в глубинных связях с общим
ходом русской истории, а также с вечными основами национального бытия —
с природой России, с ее святынями, с ее нравственными ценностями. Перед нами
точно схваченный исторический момент в жизни России, но момент, связанный с неизменными
и вечными субстанциями национального бытия.
То же самое и с пушкинским энциклопедизмом.
Конечно, это прежде всего широта охвата жизни в романе. Здесь и картины
светского Петербурга, оттененные жизнью Петербурга трудового; здесь и
патриархально-дворянская Москва, и поместная деревня с ее нравами и обычаями;
здесь и общественная, публичная жизнь (балы, театры), и частный, семейный
быт, и великосветский раут, и народные святочные гадания; здесь и кутящая в
модном столичном ресторане золотая молодежь, и крестьянин, едущий в поле по
первопутку... Перед нами живая панорама всей святой Руси с ее градами и
весями, морями и реками. Несколькими выразительными штрихами схвачена Пушкиным
и крестьянская Русь. В емких характеристиках-определениях предстает в романе
Пушкина история русской и мировой литературы, театра. В романе совершается
эстетическое открытие русской природы с энциклопедическим охватом ее жизни от
весны к лету, от лета к осени и зиме.
Но Пушкин не просто описал последовательно, одну
за другой картины столичной и провинциальной, уездной и деревенской жизни, не
только представил нам зарисовки разных сословий русского общества. Заслуга его
в том, что он связал всю пестроту и многоцветье жизни, изображенной в романе, в
единую картину, выверенную в своих масштабах, соразмерную и объективную, где
каждая деталь, каждый эпизод заняли такое место, какое им отведено в реальной
действительности. Ничего выпадающего из целостного образа русской жизни здесь
нет. Всему найдена «предвечная» русская мера, всему задан точный объем в
системе целого. Вот почему, читая роман, ловишь себя на мысли, что пушкинскому
гению была приоткрыта тайна Божьего «замысла» о России и ее судьбе, открыта
«программа» ее прошлого, настоящего и будущего.
Отсюда же возникает и ощущение нерукотворности
созданной Пушкиным картины русской жизни, так вольно и широко раскрывшейся в
просторных рамках его «свободного» романа. Как будто это и не Пушкин, а кто-то
стоящий над ним, над всеми героями его романа открыл на мгновение взаимосвязь
всего со всем и обнажил организующую эту взаимосвязь систему ценностей.
Этот свободный роман течет одновременно с
потоком жизни Пушкина естественно и органично. Не ощущается никаких скачков,
не видно никаких трудов скрепления, связывания романа, создавшегося ведь не
сразу, а неоднократными к нему подступами, растянувшимися на семь лет.
Энциклопедизм пушкинского романа связан еще и с
особой поэтической природой художественных образов его. Не случайно Пушкин говорил о «дьявольской» разнице
между романом в прозе и романом, написанным в стихах. Разница в том, что поэзия
— это искусство синтеза, обобщения; она, в отличие от аналитического начала в
прозе, схватывает жизнь в очень кратких, но предельно емких художественных образах-формулах.
«Стихи «Онегина», — замечает Н. Н. Скатов, — это национальный опыт
социально-бытовой, нравственно-эстетической и интеллектуальной жизни, уже
заключенной в формулы, которые и станут в этой жизни постоянными. В
таком качестве весь роман есть идеальная формула русской жизни. И
естественно, что он дал формулу русского героя и русской героини». |