Определяя сущность трагического характера,
Белинский сказал: «Что такое коллизия? — безусловное требование судьбою жертвы
себе. Победи герой трагедии естественное влечение сердца... — прости, счастье,
простите, радости и обаяния жизни!.. Последуй герой трагедии естественному
влечению своего сердца — он преступник в собственных глазах, он жертва
собственной совести...»
В душе Катерины сталкиваются друг с другом два
этих равновеликих и равнозаконных побуждения. В доме Кабановых, где вянет и
иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии, по
сердечным отношениям между людьми, по высокой одухотворенной любви. Такая
любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком
многое. Любовь к Борису, конечно, ее тоску не утолит. Не потому ли Островский
усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым
увлечением Бориса?
Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых
по глубине и нравственной чуткости. Борис живет одним днем и едва ли способен
всерьез задумываться о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас
весело — и этого достаточно: «Надолго ль муж-то уехал?.. О, так мы погуляем! Время-то довольно... Никто и не узнает
про нашу любовь...» — «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!.. Коли я
для тебя греха не побоялась, побоюсь ли Я людского суда?» Какой контраст! Какая
полнота свободной любви в противоположность робкому Борису!
Душевная дряблость героя и нравственная щедрость
героини наиболее очевидны в сцене последнего их свидания. Тщетны надежды
Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и
видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»... Слабое утешение! Но и тут она
находит силы думать не о себе. Это Катерина просит у любимого прощения за
причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж
там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет.
Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы»
эпохальный смысл, а в характере Катерины «новую фазу нашей народной жизни». Но,
идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь,
он обеднил нравственную глубину Катерины. Колебания ее в знаменитой сцене с
ключом, горение ее совести, покаяние Добролюбов счел «невежеством бедной женщины,
не получившей теоретического образования».
Объясняя причины всенародного покаяния героини,
не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о «суеверии», «невежестве»,
«религиозных предрассудках». Не увидим в «страхе» Катерины трусость и боязнь
внешнего наказания. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее
совестливости. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая
нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества
и красоты», — писал о Катерине-Стрепетовой В. М. Дорошевич.
С. В. Максимов рассказывал, как ему довелось
сидеть рядом с Островским во время первого представления «Грозы» с
Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Автор смотрел драму молча, углубленный в
себя. Но в той «патетической сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями
совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский весь
бледный шептал: «Это не я, не я: это — Бог!» Островский, очевидно, сам не
верил, что он смог написать такую потрясающую сцену».
Пройдя через грозовые испытания, героиня
нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты:
«Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна», — говорят в
народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает
нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой
религиозностью, которая с детских
лет вошла в душу героини: «Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет... птицы
прилетят на дерево, будут петь, детей выведут...» Ее смерть — это последняя
вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и
травам.
Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые,
согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А
точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая такая ранка, и одна только,
как есть одна, капелька крови». Гибель Катерины в народном восприятии — это
смерть праведницы. «Вот вам ваша Катерина, — говорит Кулигин. — Делайте с ней,
что хотите! Тело ее здесь, возьмите его: а душа теперь не ваша: она теперь
перед Тем Судией, Который милосерднее вас».
О том, что «народное православие» прощало людям
при особых обстоятельствах даже грех самоубийства, а порой даже причисляло таких людей к разряду
святых великомучеников, свидетельствуют
не только факты массового самосожжения старообрядцев, но и то, что один из вологодских
страдальцев XVI века Кирилл Вельский, утопившийся в реке, был
причислен к лику святых и попал в православные святцы. Он был тиуном у
жестокого новгородского наместника. Однажды, спасаясь от его гнева, Кирилл утопился
в реке Ваге.
Его предали земле
не на православном кладбище,
а на берегу
реки. Но вскоре на могиле Кирилла стали совершаться
чудеса. Тело его нашли нетленным,
перенесли в специально выстроенную часовню и установили местное празднование 9
июня.
Симпатии Островского склоняются к «народному православию»,
отцы города предстают у него лишенными какого бы то ни было авторского
сочувствия. Ведь «мироотречные» крайности органичны для столпов города Калинова
именно в той мере, в какой они, беззастенчиво обирая малого и слабого,
пытаются остановить ропот и возмущение, затормозить и даже «прекратить» живую
жизнь. Цепляясь за букву, за обряд, они предают сам дух православия. Они-то в
первую очередь и несут ответственность за «грозу», они-то и провоцируют
трагедию Катерины. |