Комедия «Ревизор» явилась связующим звеном между «Мертвыми
душами» и всем предшествующим творчеством писателя.
В ней Гоголь хотел «собрать в одну кучу все
дурное на Руси и разом посмеяться над ним». Он верил в очищающую силу такого
смеха и предпослал своей комедии эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа
крива». Народная пословица». Каждый зритель должен был прежде всего увидеть
себя в зеркале гоголевского смеха и ощутить в себе «ревизора» — голос
собственной совести.
Сюжет комедии дал Гоголю Пушкин. 7 октября 1835
года Гоголь писал ему в Михайловское: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь
сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука
дрожит написать... комедию». Пушкин рассказал, как однажды в Нижнем
Новгороде, по пути в Болдино, его приняли за ревизора. В течение месяца с
небольшим Гоголь интенсивно работает над «Ревизором» и завершает комедию 4
декабря 1835 года.
Не сомневаясь в ее очистительном влиянии на
души, погрязшие в греховности, Гоголь просит Жуковского ходатайствовать перед
государем о немедленной постановке комедии на петербургской и московской
сценах. Николай I прочитал «Ревизора» в
рукописи и одобрил.
Премьера комедии состоялась в Петербурге 19
апреля 1836 года на сцене Александрийского театра. Одновременно вышло в свет и
первое ее издание. Сам государь присутствовал на представлении среди многих
министров, которым он посоветовал посмотреть «Ревизора». Премьера имела успех.
«Общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов
автора... ни в чем не было недостатка», — вспоминал П. А. Вяземский. Николай I «хлопал и много смеялся, а выходя из ложи,
сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» Однако Гоголь был
глубоко разочарован и потрясен: «Ревизор» сыгран — и у меня на душе так смутно,
так странно... Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том
чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня. Мое же создание показалось
мне противно, дико и как будто вовсе не мое».
Что же явилось причиной разочарования?
Во-первых, игра актеров, которые представили «Ревизора» в преувеличенно
смешном виде. Герои комедии изображались людьми неисправимо порочными,
достойными лишь глубокого осмеяния. Цель же Гоголя была иной: «Больше всего
надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру. Ничего не должно быть
преувеличенного или тривиального даже в последних ролях». Во-вторых, Гоголя
разочаровала реакция зрителей. Вместо того чтобы примерить пороки героев на
себя и задуматься над необходимостью внутреннего самоочищения, зрители
воспринимали все происходящее на сцене отстраненно. Они смеялись над чужими недостатками
и пороками.
Замысел Гоголя был рассчитан на иное восприятие
комедии. Ему хотелось затронуть душу зрителя, дать почувствовать, что все
пороки, представленные на сцене, свойственны в первую очередь ему самому.
Гоголь хотел направить внимание зрителя не на «порицание другого, но на
созерцание самого себя». «В комедии стали видеть желание осмеять узаконенный
порядок вещей и правительственные формы, тогда как у меня было намерение
осмеять только самоуправное отступление некоторых лиц от форменного и
узаконенного порядка». Гоголь надеялся не на политическое, а на духовно-нравственное
воздействие комедии, полагая, что ее представление на сцене будет
способствовать воскрешению души падшего русского человека. Уездный город
мыслился им как «душевный город», а населяющие его чиновники — как воплощение
бесчинствующих в нем страстей. Ему хотелось, чтобы появление вестника о
настоящем ревизоре в финале ко медии воспринималось зрителями не в буквальном,
а в символическом смысле.
При буквальном понимании появление ревизора в
финале комедии означало, что действие в ней возвращается на круги своя: ведь
никто не мешает чиновникам «разыграть» всю пьесу с начала. В таком случае
содержание комедии превращалось в обличение всей бюрократической системы,
коренного ее несовершенства, требующего социальных реформ. Гоголь же был
решительным противником всяких перемен подобного рода. Исправить мир с помощью
государственных ревизий и внешних реформ нельзя. И тот страх, который
испытывают чиновники при известии о ревизии, не спасительный страх, ибо он не
касается главного — совести в человеке, а лишь побуждает чиновников к
хитрости и лицемерию. Поэтому финал «Ревизора» вместе с немой сценой намекал,
по мысли автора, на волю Провидения, на неизбежность Высшего Суда и расплаты.
Главный пафос гоголевской комедии заключался не
в разоблачении конкретных злоупотреблений, не в критике взяточников и
казнокрадов, а в изображении пошлого общества, утратившего образ Божий и
погрузившегося во всеобщий обман и самообман. Административные преступления
чиновников, с гоголевской точки зрения, являются лишь частным проявлением этой
болезни, охватившей не только главных, но и второстепенных героев комедии.
Зачем, например, нужна Гоголю в «Ревизоре»
унтер-офицерская вдова? Если бы она являлась в комедии как жертва произвола,
мы бы ей сочувствовали. Но она смешна тем, что хлопочет не о восстановлении
справедливости, не о попранном человеческом достоинстве, а о другом. Подобно
своим обидчикам, она хочет извлечь корыстную выгоду из нанесенного ей
оскорбления. Она нравственно сечет и унижает себя.
Гением всеобщего обмана и самообмана является в
комедии Хлестаков. Гоголь сказал о нем: «Это лицо должно быть тип многого,
разбросанного в разных русских характерах, но которое здесь соединилось
случайно в одном лице, как весьма часто попадается и в натуре. Всякий хоть на
минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым...»
Гоголь строит свою комедию так, что в Хлестакове максимально концентрируются те
черты, которые свойственны всем другим героям «Ревизора». Слуга Осип один
знает правду о «мнимости» Хлестакова-ревизора. Но, сам того не понимая, смеясь
над Хлестаковым, он смеется и над самим собой. Вот, например, хлестаковский
монолог Осипа: «Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеатры,
собаки тебе танцуют, и все, что хочешь. Разговаривает все на тонкой
деликатности, что разве только дворянству усту-
пит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат:
«Почтенный!»; на перевозе в лодке с чиновником сядешь; компании захотел —
ступай в лавочку... Наскучило идти — берешь извозчика и сидишь себе, как
барин, а не хочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота,
и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет».
А разве не выглядывает Иван Александрович
Хлестаков из таких, например, монологов Городничего: «Ведь почему хочется быть
генералом? — потому что, случится, поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и
адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» — И там на станциях никому не
дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в
ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там — стой, городничий! Хе,
хе, хе!.. Вот что, канальство, заманчиво!»
«Хлестаковствует» Анна Андреевна в своих мечтах
о петербургской жизни: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и
чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно бы
только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как
хорошо!»
«Я везде, везде!» — кричит Хлестаков. «Хлестаков
«везде» и в самой пьесе, — утверждает Н. Н. Скатов. — Героев ее стягивает не
только общее отношение к Хлестакову, но и сама хлестаковщина. Она — качество,
которое объединяет почти всех лиц пьесы, казалось бы, друг другу далеких».
Хлестаков — идеал для всех героев комедии. В нем
воплощается характерная для петербургского общества болезнь — «легкость в
мыслях необыкновенная», ужасающий в своей широте размен человека на все и вся.
По характеристике Гоголя, «Хлестаков не в состоянии остановить постоянного
внимания на какой-нибудь мысли». А это характерная особенность современной
цивилизации, утратившей веру и потерявшей скрепляющий личность духовный центр:
«Век наш так мелок, желания так разбросаны по всему, знания наши так
энциклопедичны, что мы никак не можем усредоточить на одном каком-нибудь
предмете наших помыслов и оттого поневоле раздробляем все наши произведения на
мелочи и на прелестные игрушки».
Духовных истоков хлестаковщины не уловили и не
поняли современники Гоголя. «Хлестаковство» героев его комедии отнюдь не
является порождением социальных обстоятельств. Корень хлестаковщины скрывается
в духовной болезни, поразившей верхний слой русского общества и, как эпидемия,
проникающей в народную среду.
Потрясенный неудачей «Ревизора», не понятый в
лучших своих намерениях, Гоголь покидает в 1836 году Россию, путешествует по
Западной Европе и находит себе приют на долгие годы в Риме. Он считает свое
удаление из Отечества свое образным уходом в «затвор» с целью завершения
главного труда всей жизни — поэмы «Мертвые души». Свое пребывание в Италии он
называет «художнически-монастырским». |