«Война и мир» запоминается читателю как цепь
ярких жизненных картин: охота и Святки, первый бал Наташи, лунная ночь в
Отрадном, пляска Наташи в имении дядюшки, Шенграбенское, Аустерлицкое и
Бородинское сражения, гибель Пети Ростова... Эти «несравненные картины жизни»
всплывают в сознании, когда пытаемся осмыслить «Войну и мир».
Толстой-повествователь не торопится, не пытается свести многообразие жизни к
какому-то одному итогу. Напротив, он хочет, чтобы читатели его романа-эпопеи
учились «любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».
Но при всей автономности «картины жизни» связываются
в единое художественное полотно, причем природа этой связи иная, чем в
классическом романе, где все объединяется сквозным действием, в котором
участвуют герои. У Толстого романические связи есть, но они вторичны, им
отводится служебная роль. Основная связь осуществляется поверх движения
фабулы. Через роман-эпопею пробегает, как ток по электрическому проводу, одна и
та же конфликтная ситуация, в процессе которой нарушается обыденное течение
жизни и высвобождаются такие ценности ее, которые вечны. Подлинным хранителем
этих вечных ценностей является народ и близкая к нему часть русского
дворянства. Это христианские ценности «простоты, добра и правды». Они
пробуждаются в героях «Войны и мира» всякий раз, когда жизнь их выходит из привычных
берегов и угрожает им гибелью или катастрофой. В них-то и заключена дорогая
Толстому «мысль народная», составляющая душу его романа-эпопеи и сводящая к
единству далеко отстоящие друг от друга проявления бытия.
Вспомним, как вернувшийся в отпуск из своего
полка Николай Ростов позволил себе расслабиться и проиграть в карты Долохову
значительную часть семейного состояния. Он возвращается домой «повергнутым в
пучину» страшного несчастья. Ему странно видеть счастливые, улыбающиеся лица
родных, слышать смех и веселые голоса молодежи. «У них все то же! Они ничего
не знают! Куда мне деваться?» —думает Николай. Но вот начинает петь Наташа, и
вдруг Ростов испытывает радостный подъем душевных сил. «Что ж это такое? —
подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось?
Как она поет нынче?»—подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в
ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на
три темпа... «Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и
несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор... а вот оно
— настоящее...» В минуту потрясения внешние условности спали с души Ростова,
как ненужная шелуха, и обнажилась сокровенная глубина ростовской породы,
способность жить, подчиняясь простоте, добру и правде.
Но ведь чувство, пережитое Николаем Ростовым во
время этого личного потрясения, сродни тому, какое пережил Пьер Безухов,
отправляясь к Бородинскому полю, — «приятное чувство сознания того, что все
то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь,
есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то». Проигрыш в карты и
Бородинское сражение... Казалось бы, что общего может быть между этими разными,
несоизмеримыми по масштабам явлениями бытия? Но Толстой верен себе, он не
отделяет историю от повседневности. Как замечает исследователь «Войны и мира»
С. Г. Бочаров, «существует, по Толстому, единая жизнь людей, ее простое и общее
содержание, коренная для нее ситуация,
которая может раскрыться так же глубоко в событии бытовом и семейном, как и в
событии, которое называется историческим».
И вот мы видим, как пожар в Смоленске освещает
«оживленно-радостные и измученные лица людей». Источник этой «радости»
наглядно проступает в поведении купца Ферапонтова. В кризисную для России
минуту он забывает о богатстве, о накопительстве. Этот «вздор» теперь ему
«приятно откинуть» в сравнении с тем общим патриотическим чувством, которое роднит
купца со всеми русскими людьми: «Тащи все, ребята!.. Решилась! Расея!.. Сам
запалю». То же самое переживает и Москва накануне сдачи ее неприятелю:
«Чувствовалось, что все вдруг должно разорваться и измениться... Москва
невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели,
когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли
покоряться». Патриотический поступок Наташи Ростовой, перекликающийся с
действиями купца Ферапонтова в Смоленске, является утверждением новых отношений
между людьми, освобожденных от всего условного и сословного перед лицом
общенациональной опасности.
Примечательно,
что эту возможность духовного объединения на новых, народных основах хранит у
Толстого мирный быт семейства Ростовых. Картина охоты в «Войне и мире» как в
капле воды отражает основную конфликтную ситуацию романа-эпопеи. Казалось бы,
охота всего лишь развлечение, игра, праздное занятие. Но под пером Толстого
эта «игра» приобретает другой смысл. Охота тоже разрыв с привычным и
повседневным, где люди разобщены, где отсутствует объединяющая и одушевляющая
всех общая цель. В буднях жизни граф Илья Андреевич Ростов — господин, а его
крепостной Данило — послушный слуга. Но по мере того как разгорается охота,
рушится вся привычная социальная иерархия, и крепостной Данило, превращаясь в
героя охоты, бранит неудачника-графа и грозит ему арапником, в котором
предчувствуется «дубина народной войны». Отечественная война также переместит
ценности жизни. Оказавшийся плохим полководцем государь вынужден будет
покинуть армию, а на смену ему придет не любимый царем, но угодный народу
Кутузов. Война обнаружит человеческую и государственную несостоятельность
верхов. Настоящим хозяином положения в стране окажется народ, а подлинно
творческой силой истории — народная сила. |