Коробочка, к которой занес Чичикова случай, —
полная противоположность маниловской мечтательности, парению в голубой пустоте.
Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и
держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые
мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают всё целковики,
в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в
комоде ничего нет, кроме белья». Казалось бы, Коробочка с куриной
ограниченностью кругозора является полной противоположностью Чичикову с его
авантюризмом и головокружительной размашистостью задуманного предприятия.
Но сходство с нею у Чичикова есть, да и немалое.
Не случайно Гоголь обращается к описанию шкатулки Чичикова, и его описание показывает,
что шкатулка эта напоминает «комод» Коробочки. Кажется, что в шкатулке
Чичикова, как и в комоде Коробочки, ничего нет, кроме дорожных вещей. «Под
верхним ящиком находится нижний, основное пространство которого занято кипами
бумаг», но тут-то и притаился еще один, «маленький потаенный ящик для денег,
выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и
задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько там
было денег». Гений скопидомства, Коробочка тут же высоко оценивает
чичиковский вариант ее «комода»: «Хорош: у тебя ящик, отец мой... Чай, в Москве
купил его?»
«Дубиноголовая» Коробочка не так уж примитивна и
проста, как это сперва может показаться. Исследователь «Мертвых душ» В. В.
Федоров называет ее «союзником автора против подлеца-приобретателя Чичикова».
Почему? Задумаемся: что именно не принимает в авантюре Чичикова Коробочка?
Главный аргумент героя в диалоге с ней — полная непригодность покойников в
хозяйстве — не имеет для Коробочки доказательной силы. «Уж это, точно, правда.
Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня только и останавливает, что ведь
они уже мертвые».
Коробочка сохраняет взгляд на мир как на нечто
целостное, пусть и на самом примитивном
уровне. Поэтому ей представляется, что
форма оказывает обратное действие на содержание, и отсюда (из вполне здорового
чувства целого) нелепое ее предположение, что Чичиков будет выкапывать
купленных им мертвецов из земли. На
победоносном пути Чичикова к богатству, основанному на фикции, на использовании
отчужденной от содержания формы
(«ревизская сказка»), встает примитивное сознание «дубиноголовой» Коробочки, в котором форма и содержание сохраняют свое
единство. И Чичиков не может преодолеть пассивного сопротивления этого
сознания. Не случайно на стене у Коробочки между картин, где были изображены
птицы, висел портрет Кутузова!
Но самое интересное в том, что такое же
сопротивление противоестественному отчуждению формы от содержания почувствует
в своей душе и Чичиков, когда он начнет приводить в порядок купчие крепости на
«мертвых душ». Вдруг эти души оживут и воскреснут в его воображении со своими
яркими характерами, со своей индивидуальной судьбой!
Изображая характеры помещиков, Гоголь часто
прибегает к обобщениям, завершающим портреты этих героев. Манилова он
сравнивает со слишком «умным министром». А о Коробочке говорит: «Впрочем,
Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а
на деле выходит совершенная Коробочка». Обобщения, ведущие к вершинам русского общества, придают характерам
гоголевских помещиков всероссийское, общенациональное звучание. Перед нами не
частные лица, не герои романа или повести, а персонажи поэмы, типы
национального масштаба. |