Обратим внимание, что в «мертвые души» помещиков
Чичиков всматривается как в кривое зеркало. Эти люди представляют доведенные до
крайности и перехлеста частицы его собственной души. Именно потому с каждым из
них он находит общий язык, за исключением, пожалуй, одного Ноздрева.
Вот Манилов с его праздной мечтательностью —
человек, вошедший в зрелый возраст, но каким-то чудом сохранивший неуместную
юношескую восторженность и инфантильность души, сплошные «именины сердца»: «На
взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в
эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» Имением он не
занимается, но зато вволю предается от безделья всевозможным «хозяйственным»
фантазиям: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как
бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд
выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в
них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При
этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное
выражение...» Дом Манилова напоминает шальную голову своего хозяина: он стоит
«одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только
вздумается подуть».
Под стать характеру Манилова и его кабинет с
бесполезной претензией на щегольство, прикрывающей пустоту и безобразие: «В
его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на
четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года... Но больше
всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и,
наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были
горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми
рядками».
В описании характеров помещиков Гоголь часто
прибегает к уже известному нам приему «овеществления». Душа героев столь бедна
и столь примитивна, так пленена предметной стороной жизни, что не требуется
прибегать к психологическому анализу для проникновения в их внутренний мир.
Вещи вполне раскрывают их характеры.
Манилов и жена его «совершенно довольны друг
другом». «Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них
все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек
и говорил трогательно нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: «Разинь,
душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». «Пересахаренная» идиллия
семейной жизни Манилова отражает идеалы самого Чичикова. Мы узнаем потом, что
не привязанность к деньгам владела им, не скряжничество и не скупость. Ему
мерещилась впереди жизнь, исполненная довольства, собственное имение, дом,
жена и дети.
И вот свою мечту он видит «воплощенной».
Примечателен при расставании Манилова с Чичиковым следующий диалог: «А
знаете, Павел Иванович, — сказал Манилов, которому очень понравилась такая
мысль, — как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одною
кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать о чем-нибудь,
углубиться!..» — «О! это была бы райская жизнь!» — сказал Чичиков, вздохнувши».
Великолепный актер, Чичиков, конечно,
подстраивается к той атмосфере, которая царит в доме Манилова. Но нельзя не
заметить, что его игра порой похожа на правду: «маниловский уклон» не чужд его
душе. Только «маниловское» размягчение враждебно пока избранной им дороге, где
нельзя «рассыропиться», где требуется постоянная «узда», упорная концентрация
энергии и воли в одном направлении. («Кровь Чичикова, напротив, играла сильно,
и нужно было много разумной воли, чтобы набросить узду на все то, что хотело бы
выпрыгнуть и погулять на свободе».) И «маниловская» покатость Чичикова
говорит, что избранной им «дороге» противится душа. |