Говоря о том, как «понят и выражен сильный
русский характер в «Грозе», Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве»
справедливо подметил «сосредоточенную решительность» Катерины. Однако в
определении ее истоков он полностью ушел от духа и буквы трагедии Островского.
Разве можно согласиться, что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей»?
Без монологов-воспоминаний героини о юности разве можно понять вольнолюбивый ее
характер?
Не почувствовав ничего светлого и
жизнеутверждающего в воспоминаниях Катерины, не удостоив ее религиозную душу
просвещенного внимания, Добролюбов рассуждал: «Натура заменяет здесь и
соображения рассудка, и требования чувства и воображения». Там, где у
Островского торжествует верующая душа, у Добролюбова видна абстрактно понятая натура.
Подменив культуру натурой, Добролюбов не уловил главного — принципиального
различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых. Критик,
конечно, не обошел вниманием того, что у Кабановых «все веет холодом и какой-то
неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны,
и рассказы странниц так чудовищны». Но С чем он связал эту перемену? С
умонастроением Катерины. «Они все те же», как и в годы юности героини, «они
нимало не изменились, но изменилась она сама: в ней уже нет охоты строить
воздушные видения».
Но ведь в трагедии все наоборот! «Воздушные
видения» как раз и вспыхнули у Катерины под гнетом Кабановых: «Отчего люди не
летают!» И конечно, в доме Кабановых Катерина встречает решительное «не то»:
«Здесь все как будто из-под неволи», здесь выветрилась, здесь умерла
жизнелюбивая щедрость христианского мироощущения. Даже странницы в доме
Кабановых другие, из числа тех ханжей, что «по немощи своей далеко не ходили, а
слыхать много слыхали». И рассуждают-то они о «последних временах», о близкой
кончине мира. А полусумасшедшая барыня пророчествует: «Что, красавицы? Что тут
делаете? молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? весело? Красота-то ваша
вас радует? Вот куда красота-то ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот,
в самый омут... Что смеетесь? Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне
гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой! <...> Ха,
ха, ха! Красота! А ты молись Богу, чтобы отнял красоту-то! Красота-то ведь
погибель наша!»
В полемику со статьями Добролю бова «Темное
царство» и «Луч света в темном царстве» вступил А. Григорьев в критической
работе «После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу». Критик
почвеннической ориентации не без основания утверждал: «Статьи эти наделали
много шуму, да и действительно одна сторона жизни, отражаемой произведениями
Островского, захвачена в них так метко, казнена с такою беспощадною
последовательностью, заклеймена таким верным и типическим словом, что
Островский явился перед публикой совершенно неожиданно обличителем и карателем
самодурства. Оно ведь и так. Изображая жизнь, в которой самодурство играет такую
важную, трагическую в принципе своем и последствиях и комическую в своих
проявлениях роль, Островский не относится же к самодурству с любовью и
нежностью. Не относится с любовью и нежностью — следственно, относится с
обличением и карою, — заключение, прямое для всех, любящих подводить мгновенные
итоги под всякую полосу жизни, освещенную светом художества, для всех теоретиков,
мало уважающих жизнь и ее безграничные тайны, мало вникающих в ее иронические
выходки.
Прекрасно! Слово Островского — обличение
самодурства нашей жизни. В этом его значение, его заслуга как художника; в
этом сила его, сила его действия на массу, на эту последнюю для него как для
драматурга инстанцию. Да точно ли в этом? Для выражения смысла всех этих,
изображаемых художником с глубиною и сочувствием, странных, затерявшихся где-то
и когда-то жизненных отношений — слово самодурство слишком узко, и имя
сатирика, обличителя, писателя отрицательного весьма мало идет к поэту,
который играет на всех тонах, на всех ладах народной жизни, который создает
энергическую натуру Нади, страстно-трагическую задачу личности Катерины,
высокое лицо Кулигина...»
«Имя для этого писателя, для такого большого,
несмотря на его недостатки, писателя — не сатирик, а народный поэт. Слово для
разгадки его деятельности не «самодурство», а «народность». Только это слово
может быть ключом к пониманию его произведений. Всякое другое — как более или
менее узкое, более или менее теоретическое, произвольное — стесняет круг его
творчества». |