Ноздрев, с которым Чичикова сводит очередная
«случайность», — образец распоясавшейся, безобразно широкой русской натуры. О
таких людях Достоевский скажет позднее: «Если Бога нет, то все позволено». У
Ноздрева Бог — он сам, его ничем не ограниченные капризы и желания. Он пленник собственных
распущенных страстей. Неуемная энергия, вечное движение и беспокойство этого
человека — результат отсутствия в нем скрепляющего личность нравственного центра.
«В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в
какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите».
Для желаний Ноздрева не существует никаких
границ: «Теперь я поведу тебя посмотреть, — продолжал он, обращаясь к
Чичикову, — границу, где оканчивается моя земля...» «Вот граница! — сказал
Ноздрев. — Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту
сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое».
Вся жизнь Ноздрева — бесконечное и не знающее
пределов насыщение самых низких чувственных инстинктов человеческой природы.
В окружении своих собак Ноздрев «как отец среди семейства». Кутежи и попойки,
карты и шулерство в картежной игре — вот стихия Ноздрева. Упоение ложью
сближает его с Хлестаковым. Но, в отличие от него, ноздревская ложь не
безобидна: в ней всегда присутствует подлое желание «нагадить ближнему, иногда
вовсе без всякой причины».
Ноздрев мгновенно сочиняет одну ложь за другой,
да так ловко, что будто бы и сам верит в сочиненное. Подтверждая сплетню, что
Чичиков собирался увезти губернаторскую дочку, Ноздрев сочиняет такие
подробности, от которых никак нельзя было отказаться: даже названа была по
имени деревня, где находилась та приходская церковь, в которой положено было
венчаться, именно деревня Трухманчевка, поп отец Сидор, взявший за венчание 75
рублей, «и то не согласился бы, если бы Ноздрев не припугнул его».
Убегая от Ноздрева, Чичиков и в ум взять не
может, зачем он поехал в его усадьбу, почему «как ребенок, как дурак»
доверился ему. Но прельстился он Ноздревым не случайно: по природе своей
Чичиков ведь тоже авантюрист, и для достижения своих корыстных целей он легко
переступает через нравственные законы. Обмануть, приврать да еще и слезу
пустить Чичиков горазд не хуже всякого Ноздрева. «Ноздрев еще долго не
выведется из мира, — говорит Гоголь. — Он везде между нами и, может быть,
только ходит в другом кафтане; но легкомысленно-непроницательны люди, и
человек в другом кафтане кажется им другим человеком ».
Верный своему приему овеществления человека,
Гоголь сравнивает расстроенную и развращенную душу Ноздрева, а вслед за ним и
современного человека вообще, с испорченной шарманкой: «Шарманка играла не без
приятности, но в середине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась
песнею: «Мальбруг в поход поехал», а «Мальбруг в поход поехал» неожиданно
завершался каким-то давно знакомым вальсом. Уже Ноздрев давно перестал
вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая
угомониться, и долго еще потом свистела она одна». Замечательны, конечно, в расстроенных
«шарманках» покалеченных, сбитых с толку душ гоголевских героев эти
«Божьи дудки», которые свистят в них порой сами по себе и часто сбивают с толку
так хорошо продуманные, так логично и безукоризненно спланированные аферы. |