В мироощущении Катерины гармонически срастается
славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с
веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя
солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц,
порхание бабочек с цветка на цветок. С ней заодно и красота сельского храма, и
ширь Волги, и заволжский луговой простор. А как молится героиня, «какая у ней
на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
Излучающая духовный свет земная героиня
Островского далека от сурового аскетизма домостроевских предписаний. По
правилам Домостроя на молитве церковной надлежало с неослабным вниманием
слушать божественное пение, а «очи долу имети». Катерина же устремляет свои очи
горе. И что видит, что слышит она на молитве церковной? Эти ангельские хоры в
столпе солнечного света, льющегося из купола, это церковное пение,
подхваченное пением птиц, эту одухотворенность земных стихий небесными...
«Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу,
когда служба кончится». Радость переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она
земные поклоны в своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести
просыпающейся природы. «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко
восходит, упаду на колена, молюсь и плачу...»
В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы
я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась
всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы
с василька на василек по ветру, как бабочка». «Отчего люди не летают!.. Я
говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я
птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась,
подняла руки и полетела».
Как понять эти фантастические желания Катерины?
Что это, плод болезненного воображения, каприз утонченной натуры? Нет. В
сознании Катерины оживают древние языческие мифы, шевелятся глубинные пласты
славянской культуры. В народных песнях тоскующая по чужой стороне в нелюбимой
семье женщина часто оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке,
жалобится ей на лихую долю. Вспомним плач Ярославны в «Слове о полку Игореве»:
«Полечу я кукушкой по Дунаю...»
Катерина молится утреннему солнцу, так как
славяне считали Восток страной всемогущих плодоносных сил. Еще до прихода на
Русь христианства они представляли рай чудесным неувядаемым садом во владениях
Бога Света. Туда, на Восток, улетали все праведные души, обращаясь после
смерти в бабочек или легкокрылых птиц. В Ярославской губернии до недавних пор
крестьяне называли мотылька «душечка». Вольнолюбивые порывы Катерины даже в
детских ее воспоминаниях не стихийны: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще
лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело
было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее
от берега». Ведь и этот поступок Катерины вполне согласуется с народной ее
душой. В русских сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее от
злых преследователей, и та укрывает ее в своих берегах.
Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные,
деревья, люди в народном сознании Катерины — органы живого одухотворенного
существа, Господа Вселенной, соболезнующего о грехах людских. Ощущение
божественных сил неотделимо у Катерины от сил природы. В народной «Голубиной
книге» говорится:
Солнце красное — от лица Божьего, Звезды частые
— от риз Божьих, Ночи темные — от дум Господних, Зори утренние — от очей
Господних, Ветры буйные — от Святого Духа.
Вот и молится Катерина заре утренней, солнцу
красному, видя в них и очи Божий. А в минуту отчаяния обращается к «ветрам
буйным», чтобы донесли они до любимого ее «грусть тоску-печаль». Не
почувствовав первозданной свежести внутреннего мира Катерины, не поймешь жизненной
силы и мощи ее характера, образной тайны народного языка. «Какая я была
резвая! — обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: — Я у
вас завяла совсем». |