Огромную роль здесь сыграла найденная Пушкиным
душа, первоэлемент органического и живого мира этого романа, — «онегинская
строфа». С чисто технической, стиховедческой организации это четырнадцать
стихов ямба с канонической, обязательной системой рифмовки: три четверостишия
с перекрестными, парными и опоясывающими рифмами соответственно и
заключительное двустишие — финал (кода), в котором обычно содержится острый,
запоминающийся афоризм.
Строфа — это органическая клетка, несущая в себе
по законам живого целого генетический код, в соответствии с которым
формируется весь организм в его индивидуальном своеобразии. Строфа может
восприниматься и как отдельное стихотворение, но такое, в котором сокрыто
целое, обладающее способностью дальнейшего развертывания и роста. «Колоссальное
здание, составленное из тысяч стихотворных строк, легко и воздушно, —- пишет Н.
Н. Скатов. — Строфа давала возможность где угодно останавливаться и как угодно
строить и достраивать здание. Она-то и позволила максимально полно, но без
перегрузок вмещать полное и разнообразное «содержание», и в то же время это
была форма, все время толкавшая к «содержанию», требовавшая «содержания», не
могущая остаться незаполненной. Строфы, членя роман, создают впечатление
постоянного обновления в самой повторяемости, совершенно раскованного течения
стихов». |