Современная Тургеневу критика, за исключением
статьи Н. Н. Страхова, не учитывала качественной природы конфликта и впадала в
ту или иную односторонность. Раз «отцы» у Тургенева оставались до известной
степени правыми, появлялась возможность сосредоточить внимание на
доказательстве их правоты, упуская из виду ее относительность. Так читала
роман либеральная и консервативная критика. Демократы в свою очередь обращали
внимание на слабости «аристократии» и утверждали, что Тургенев «выпорол
отцов». При оценке характера главного героя, Базарова, произошел раскол в
лагере самой революционной демократии. Критик «Современника» Антонович
обратил внимание на относительно слабые стороны характера Базарова.
Абсолютизируя их, он написал критический памфлет «Асмодей нашего времени», в котором назвал героя карикатурой на молодое
поколение.
Писарев, напротив, восславил торжествующего
нигилиста, не обратив никакого внимания на внутренний трагизм его характера.
По мнению критика, смерть Базарова от пореза пальца — чистая случайность, никак
не связанная с общим ходом романа и с существом переживаемой героем духовной
драмы. «В конце романа Базаров умирает; его смерть — случайность; он умирает от
хирургического отравления, т. е. от небольшого пореза, сделанного во время
рассечения трупа. Это событие не находится в связи с общей нитью романа; оно
не вытекает из предыдущих событий, но оно необходимо для художника, чтобы
дорисовать характер своего героя».
Писарев смотрит на Базарова, как ученик на
учителя: для него непререкаем и свят именно «нигилизм» героя. А потому и
трагедию Базарова он видит в том, что его нигилистическим силам в современной
России не нашлось места. Что же оставалось сделать автору? «Не имея возможности
показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает.
Этого на первый раз довольно, чтобы сохранить понятие о силах Базарова, о тех
силах, которых развитие могло обозначиться только жизнью, борьбою, действиями и
результатами». Источник силы характера Базарова перед лицом смерти Писарев
усматривает в прочности и непоколебимости нигилистических убеждений. По его
мнению, герой остается верен себе до последней минуты. И эта верность
превращает его смерть в «великий подвиг», истраченный, правда, не на «блестящее
и полезное дело», а «на простой физиологический процесс».
Долгие годы именно писаревская точка зрения
рассматривалась как самая авторитетная и непререкаемая: считалось, что только
он почувствовал по-настоящему героическое начало в характере умирающего
Базарова.
Совершенно иначе воспринимал финал романа Н. Н.
Страхов: «Когда Базаров заболевает, когда заживо гниет и непреклонно
выдерживает жестокую борьбу с болезнью, жизнь, его окружающая, становится тем
напряженнее, чем мрачнее сам Базаров. Одинцова приезжает проститься с
Базаровым; вероятно, ничего великодушнее она не сделала и не сделает во всю
жизнь. Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное.
Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их
простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то
беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди этого
света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря,
страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова все
становится светло. Самая могила Базарова озарена светом и миром, над нею поют
птицы, и на нее льются слезы... Итак, вот оно, вот то таинственное нравоучение,
которое вложил Тургенев в свое произведение. Базаров отворачивается от
природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте.
Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не корит его
за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его
счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и
детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину
родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это
злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает
поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого
со всею роскошью и проницательностью поэзии».
Пафос романа и движение авторской мысли в нем Н.
Н. Страхов уловил проницательно. Однако он не обратил внимания на то, что
борьба «мрачных» и «светлых» начал идет еще и внутри самого Базарова. А потому
фигура центрального героя у него несколько помрачнела и потускнела,
получилась однолинейной и обедненной. У Писарева Базаров — нигилист со знаком
«плюс», у Страхова — нигилист со знаком «минус». Страхов слишком резко и круто
развел героя с окружающей средой, жизнью. Сцена смерти Базарова показывает, что
к жизнеутверждающему фону, окружающему его смертное ложе, герой далеко не
равнодушен. В его уходе из жизни есть беспримерный трагический накал и
какая-то жгучая пламенность. «Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, —
что за вздор!» И являются ему в бреду огненные, красные собаки...
Сам автор «Отцов и детей» оказался жертвой
разгоравшейся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. С
недоумением и горечью он останавливался, опуская руки, перед хаосом
противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей. В письме Достоевскому,
который наиболее глубоко понял роман, Тургенев с огорчением писал: «Никто,
кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо — а
все толкуют: — зачем он так дурен? или — зачем он так хорош?»
Тургенев писал «Отцов и детей» с тайной
надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждениям, что «правые»
и «левые» одумаются и прекратят братоубийственные споры, грозящие трагедией как
им самим, так и России. Он еще верил, что роман послужит делу сплочения
общественных сил. Расчет не оправдался: разбилась мечта Тургенева о едином и
дружном всероссийском культурном слое общества. Появление романа лишь ускорило
процесс идейного размежевания, вызвав эффект, обратный ожидаемому. Назревал
мучительный разрыв Тургенева с русским читателем, отражавший крах надежд на
союз всех антикрепостнических сил. |