В январе 1837 года семейство Толстых отправилось
в Москву: пришла пора готовить детей к поступлению в университет. В сознании
Толстого эти перемены совпали с трагическими событиями: 21 июня 1837 года
скоропостижно скончался отец, а вслед за ним и тетушка Александра Ильинична.
Пришлось обратиться за помощью к сестре отца П. И. Юшковой, которая увезла
детей в Казань. В Казанский университет из Московского перевелся на математическое
отделение философского факультета и Николенька — второй после тетки опекун
осиротевшей семьи. Тяжело переживала разлуку с детьми Т. А. Ергольская, оставшись
хранительницей внезапно опустевшего яснополянского гнезда.
В 1844 году Толстой поступил на факультет
восточных языков Казанского университета, но к занятиям относился беспечно. В
это время он сдружился с местной аристократией, стал завсегдатаем балов и
прочих увеселений казанского «высшего» общества и исповедовал идеалы «комильфо»
— молодого человека, выше всего ставящего изящные аристократические манеры и
презирающего «некомильфотных» людей.
Впоследствии Толстой со стыдом вспоминал об этих
увлечениях, которые привели его к провалу на экзаменах за первый курс. По
протекции тетушки, дочери бывшего казанского губернатора, ему удалось
перевестись на юридический факультет университета.
Здесь на одаренного юношу обращает внимание
профессор Д. И. Мейер. Он предлагает ему работу по сравнительному изучению
знаменитого «Наказа» Екатерины II и трактата французского философа и писателя Монтескье «О духе
законов». Со страстью и упорством, вообще ему свойственными, Толстой отдается
этому исследованию. С Монтескье его внимание переключается на сочинения Руссо,
которые настолько увлекли юношу, что, по недолгом размышлении, он «бросил
университет именно потому, что захотел заниматься».
Он покидает Казань, уезжает в Ясную Поляну, где
в деревенском уединении изучает все 20 томов полного собрания сочинений Руссо
и приходит к идее исправления окружающего мира через нравственное
самоусовершенствование. Руссо убеждает молодого мыслителя, что не бытие определяет
сознание, а сознание формирует бытие. Толстой начинает вести дневник, где вслед
за Руссо анализирует отрицательные стороны своего характера с предельной искренностью
и прямотой. Юноша не щадит себя, он критикует в дневнике не только постыдные
свои поступки, но и недостойные помыслы. Так начинается беспримерный душевный
труд, которым Толстой будет заниматься всю жизнь.
При этом между Толстым и Руссо сразу же
намечается существенное различие. Руссо все время думает о себе, носится со
своими пороками и становится пленником своего «я». Толстой замечает, что на
пути духовно-нравственного роста «положен ужасный тормоз — любовь к себе или
скорее память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек
вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество». Вырываться из плена
своего «я» помогает христианское сострадание, любовь к другим. У Толстого в
распоряжении 530 душ крепостных крестьян. «Не грех ли покидать их на произвол
грубых старост и управляющих из-за планов наслаждения и честолюбия... Я чувствую
себя способным быть хорошим хозяином; а для того, чтобы быть им, как я разумею
это слово, не нужно ни кандидатского диплома, ни чинов...»
Юноша принимается за труд улучшения жизни подвластных
ему мужиков. Впоследствии это найдет отражение в незавершенном романе писателя
«Утро помещика». Толстой мечется, впадает в крайности. Потерпев неудачу в хозяйственных
преобразованиях, он едет в Петербург, успешно сдает два экзамена на
юридическом факультете университета, но бросает начатое. В 1850 году он
определяется на службу в канцелярию Тульского губернского правления, но служба
тоже не удовлетворяет его. |