В представленной Гоголем на всеобщий позор и
посмеяние галерее помещиков есть одна примечательная особенность: в смене
одного героя другим нарастает ощущение пошлости, в страшную тину которой
погружается современный русский человек. Но в глубине своего падения русская
жизнь обнажает какие-то еще неведомые внутренние резервы, которые, может быть,
спасут ее, дадут ей возможность выйти на прямую дорогу.
Гоголь говорит: «И во всемирной летописи
человечества много есть целых столетий, которые, казалось бы, вычеркнул и
уничтожил как ненужные. Много совершилось в мире заблуждений, которых бы,
казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, глухие, узкие,
непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество,
стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой
путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в
чертоги. Всех других путей шире и роскошнее он, озаренный солнцем и освещенный
всю ночь огнями, но мимо его в глухой темноте текли люди. И сколько раз уже
наведенные нисходившим с небес Смыслом, они и тут умели отшатнуться и сбиться
в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели
напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными
огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг
друга: где выход? где дорога?»
Прямой путь, на который выйдет рано или поздно
Русь-тройка, очевиден и ясен для Гоголя. Девятнадцать столетий тому назад он дан
человечеству устами его Спасителя: «Я есть путь, истина и жизнь». Гоголевская
Россия, напустив слепой туман себе в очи, устремилась по ложному пути корысти
и торгашества и движется по нему к самому краю пропасти. Но всем содержанием
поэмы Гоголь показывает, что слепцы еще не ослепли окончательно, что в «расхристанных»
душах маниловых, коробочек, ноздревых, соба-кевичей не все потеряно, что
ресурсы для грядущего прозрения и выхода на «прямые пути» в них есть.
На эти ресурсы указывает и последняя встреча
Чичикова с Плюшкиным, символизирующим предел, конечную степень падения на
избранном Чичиковым пути. Не случайно встрече с Плюшкиным предшествуют
рассуждения автора и стоящего за ним героя о юности с ее чистотой и свежестью.
Эти рассуждения автор после общения Чичикова с Плюшкиным подытожит так: «И до
такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так
измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с
человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали
ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких
юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все
человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
Пытаясь показать страшное искривление русской
жизни с праведных и прямых путей на лукавые, рассказ о Плюшкине Гоголь
начинает с предыстории героя. Если ранее перед читателями представали со
сложившимися характерами «готовые» Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, то
характер Плюшкина Гоголь дает в развитии. Было время, когда он казался
«бережливым хозяином» и хорошим семьянином, а соседи ездили к нему «слушать и
учиться у него хозяйству и мудрой скупости». «Но добрая хозяйка умерла; часть
ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как
все вдовцы, подозрительнее... Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость...»
И вот с каждым годом «притворялись окна» в его
доме и в его душе, «уходили из вида более и более главные части хозяйства»:
«Это бес, а не человек», — говорили покидавшие его имение покупщики, «сено и
хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз», а Плюшкин год от году все
более и более попадал в рабство к бесполезным и уже никому не нужным
«хозяйственным мелочам»: «...Он ходил еще каждый день по улицам своей деревни,
заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая
подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе и
складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. «Вон уже рыболов
пошел на охоту!» — говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу».
В характере Плюшкина Гоголь видит изнанку
другого порока, гораздо чаще встречающегося на Руси, «где все любит скорее
развернуться, нежели съежиться, и тем поразительнее бывает оно, что тут же в
соседстве подвернется помещик, кутящий во всю ширину русской удали и барства,
прожигающий, как говорится, насквозь жизнь». Беспределу ноздрев-ского
прожигания жизни на одном полюсе соответствует беспредел плюшкинской скупости
на другом.
Тем трагичнее проступает в безднах падения
загорающийся в темной глубине превратившейся в прах души живой и трепетный
огонек надежды на спасение. Когда Чичиков обращает внимание Плюшкина на былых
его знакомых, вдруг вспыхивает в его душе память об утраченной юности и
молодости: «Ах, батюшка! Как не иметь, имею! — вскричал он. — Ведь знаком сам
председатель, езжал даже в старые годы ко мне, как не знать! однокорытниками были,
вместе по заборам лазили! как не знакомый? уж такой знакомый!» <...> И на
этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не
чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному
появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе,
обступившей берег».
Общение с Плюшкиным, несмотря на невиданный
успех по закупке «мертвых душ», вызывает у Чичикова чувство ужаса и глубокого
внутреннего содрогания. В лице Плюшкина открывается логический конец того
пути, на который направлена вся энергия «предпринимателя и хозяина». По замыслу
Гоголя, галерея помещиков освещает с разных сторон те «уклоны» и «крайности»,
свойственные характеру Чичикова, которые готовят читателя к наиболее точному и
всестороннему пониманию нового явления в русской жизни того времени —
нарождающегося буржуа. Все в поэме направлено на развернутое изображение
Чичикова и «чичиковщины» как конечного предела, к которому устремилась русская
жизнь по «кривому» пути. |