В одном из писем к Полине Виардо Тургенев
говорит об особом волнении, которое вызывает у него хрупкая зеленая веточка на
фоне голубого далекого неба. Писателя беспокоит контраст между тоненькой
веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью
равнодушного к ней неба. «Я не выношу неба, — говорит он, — но жизнь,
действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную
красоту... все это я обожаю».
Острее многих русских писателей-современников
Тургенев чувствовал кратковременность и непрочность человеческой жизни,
неумолимость и необратимость стремительного бега исторического времени. Он
обладал удивительным талантом бескорыстного, ничем относительным и преходящим
не ограниченного художнического созерцания. Однажды Тургенев сказал: «Я
чувствую себя как бы давно умершим, как бы принадлежащим к давно минувшему, но
сохранившим живую любовь к Добру и Красоте. Только в этой любви уже нет ничего
личного, и я, глядя на какое-нибудь прекрасное лицо, мало думаю при этом о
себе, о возможных отношениях между этим лицом и мною... Возможность пережить в
самом себе смерть самого себя есть, может быть, одно из самых несомненных доказательств
бессмертия души. Вот — я умер — и все-таки жив — и даже, может быть, лучше стал
и чище».
Необычайно чуткий ко всему злободневному и сиюминутному,
умеющий схватывать жизнь в ее прекрасных мгновениях, Тургенев был наделен
одновременно редчайшим чувством свободы от всего временного, конечного,
личного и эгоистического, от всего субъективно-пристрастного, замутняющего
остроту зрения, широту взгляда, полноту художественного восприятия. Его
влюбленность в жизнь, в ее капризы и случайности, в ее мимолетную красоту была
благоговейной и самоотверженной, совершенно свободной от всякой примеси
самолюбивого «я».
Художественная зоркость Тургенева исключительна. Но чем полнее он
схватывает красоту преходящих мгновений, тем больнее переживает их кратковременность.
«Наше время, — говорит он, — требует уловить современность в ее преходящих
образах; слишком запаздывать нельзя». И он не запаздывает. Все шесть его
романов не столько попадают в «настоящий момент» общественной жизни России,
сколько его опережают, предвосхищают. Тургенев особенно чуток к тому, что
стоит «накануне», что еще только носится в воздухе. По словам Добролюбова,
Тургенев быстро угадывает «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное
сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос,
стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество».
Беспристрастная, духовная любовь к жизни
позволяет Тургеневу видеть ее во всем многообразии, в движении и развитии. Его
называли порой летописцем, создавшим серией своих романов историю русской
интеллигенции. Но такое определение не отвечает природе дарования писателя.
Летописца-хроникера ведут исторические события, он следует за ними по пятам, он
описывает факты, уже совершившиеся. Тургенев не держит дистанции. В своих
произведениях он постоянно забегает вперед. Редкое художественное чутье и
бескорыстная свобода восприятия позволяют ему по неясным, смутным еще штрихам
настоящего уловить грядущее и воссоздать его, опережая время, в неожиданной
конкретности и живой полноте. Этот дар Тургенев нес всю жизнь как тяжкий
крест: он вызывал постоянное раздражение у современников. Но таков удел любого
художника, наделенного даром «предвидений и предчувствий», любого пророка в
своем Отечестве. Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к
нему на поклон с повинной головой.
Забегая вперед, Тургенев определял пути,
перспективы развития литературы второй половины девятнадцатого столетия. В
«Записках охотника» уже предчувствуется эпос Толстого, «мысль народная».
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова пунктиром намечены в
Лаврецком из «Дворянского гнезда». В «Отцах и детях» предвосхищается
Достоевский, характеры его героев от Родиона Раскольникова до Ивана
Карамазова.
В отличие от писателей-эпиков, Тургенев
изображал жизнь не в повседневном и растянутом во времени течении, а в острых
и драматических ее ситуациях. К тому же духовный облик людей культурного слоя
общества в эпоху Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматическую
ноту в романы писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная
кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они
охватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них
существенную роль. Жизнь Тургеневского героя крайне ограничена в пространстве и
времени. Если в характерах Онегина и Печорина «отразился век», то в Рудине,
Лаврецком, Инсарове и Базарове — духовные поиски десятилетия. Жизнь
тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре •
океане времени. История отмеряет им напряженную, но слишком короткую судьбу.
Все его романы включены в жесткие ритмы годового природного цикла. Действие в
них завязывается весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается
под «свист осеннего ветра» или в «безоблачной тишине январских морозов».
Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты полного развития и
расцвета их жизненных сил. Но именно здесь обнаруживаются с катастрофической
силой свойственные им противоречия. Потому и минуты эти оказываются трагическими:
гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно
обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова...
И однако трагические финалы в романах Тургенева
не следствие усталости или разочарования писателя в смысле жизни, в ходе
истории. Скорее наоборот: они свидетельствуют о такой любви к жизни, которая
доходит до жажды бессмертия, до дерзкого желания, чтобы человеческая
индивидуальность не исчезала, чтобы красота явления, достигнув полноты, не
угасала, но превращалась в вечно пребывающую на Земле красоту. В его романах
сквозь злободневные события, за спиной героев времени ощутимо дыхание
вечности. Его Базаров, например, говорит: «Узенькое местечко, которое я
занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и
где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так
ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в
этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет
тоже... Что за безобразие, что за пустяки!» Нигилист Базаров скептичен. Но
заметим, что на пределе отрицания смысла жизни в нем просыпается тайное
смущение, даже какая-то растерянность перед парадоксальной силой человеческого
духа, опровергающего его вульгарный материализм. Ведь если Базаров сознает
биологическое несовершенство человека с его смертной природой, если он
возмущается этим несовершенством, значит, и ему дана одухотворенная точка
отсчета, возвышающая его «я» над «равнодушной природой». А значит, и он
неосознанно носит в себе частицу иного, более совершенного существа, имеет
Царство Божиетельство истины, что и бунтующие против высшего миропорядка
по-своему, от противного, доказывают его существование.
Да и «Накануне» — это не только роман о порыве
России к новым общественным отношениям, о сознательно-героических натурах,
толкающих жизнь вперед, но это еще и роман о вечном поиске и вечном вызове,
который бросает дерзкая человеческая личность слепым и равнодушным законам
несовершенной природы. Внезапно заболевает Инсаров, не успев осуществить
великое дело освобождения Болгарии. Любящая его русская девушка Елена никак не
может смириться с тем, что это конец, что эта болезнь неизлечима. «О Боже! —
думала Елена, — зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта
красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание
прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же
значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая
земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели
мы одни... одни... а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и
глубинах, — все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?..»
В отличие от Достоевского и Толстого Тургенев не
дает прямого ответа на вечный вопрос. Он лишь приоткрывает тайну, склонив
колени перед обнимающей мир красотой: «О как тиха и ласкова была ночь, какой
голубиною кротостью дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе
должно было замолкнуть и заснуть перед этим ясным небом, под этими святыми,
невинными лучами!» Тургенев не сформулирует крылатую мысль Достоевского:
«Красота спасет мир». Но все его романы утверждают веру в преобразующую мир силу
красоты, в творчески-созидательную силу искусства. Они питают надежду на
неуклонное освобождение жизни от власти слепого материального процесса,
великую надежду человечества на превращение смертного в бессмертное, временного
в вечное.
Именно к ней, к обещающей спасение миру красоте,
простирает Тургенев свои руки. С Тургеневым не только в литературу, но и в
жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки»
— Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны... Писатель
избирает цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника
встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее
возможности. В эти мгновения одухотворенное женское существо прекрасно тем,
что оно превосходит само себя. Появляется такой преизбыток жизненных сил, какой
не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием
чего-то бесконечного, более высокого и Совершенного, чем материальный мир, —
залогом вечности. «Человек на земле — существо переходное, находящее-ОЯ
в состоянии общегенетического роста», — утверждает Достоевский. Тургенев
молчит. Но напряженным вниманием к необыкновенным взлетам человеческой души он
подтверждает истину этой мысли.
Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в
произведения писателя образ «тургеневской любви». Как правило, это первая
любовь, одухотворенная и целомудренно чистая: «Однообразно-правильный строй
сложившейся Жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на
баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало —
смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет». Все герои
Тургенева проходят испытание любовью — своего рода проверку на
жизнеспособность.
Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Но
чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и —
падение... Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной
властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая,
неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Никому не
дано предугадать, когда это чувство, как вихрь, налетит и подхватит человека на
своих могучих крыльях и когда оно эти крылья сложит.
Любовь трагична еще и потому, что идеальная
мечта, которая окрыляет душу влюбленного человека, не осуществима в пределах
земного, природного круга. Тургеневу более, чем кому-либо из русских писателей,
был открыт идеальный смысл любви.
Свет любви для Тургенева никогда не
ограничивался чувственными желаниями. Он был для него путеводной звездой к
торжеству красоты и бессмертия. Потому он так чутко присматривался к духовной
сущности первой любви, чистой, огненно-целомудренной. Той любви, которая обещает
человеку в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. Того чувства, где
временное сливается с вечным в высшем синтезе. Здесь секрет облагораживающего
влияния тургеневских книг на человеческие сердца. |