«Ничего не говорю о великости этой утраты. Моя
утрата всех больше, — писал Гоголь друзьям, получив известие о гибели Пушкина.
— Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина. Ничто мне были все
толки... мне дорого было его вечное и непреложное слово. Ничего не
предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все, что есть у меня хорошего,
всем этим я обязан ему».
Гоголь встретился и сошелся с Пушкиным в 1831
году, а расстался с ним, уезжая за границу, в 1836-м. С уходом Пушкина исчезла
опора. Небесный свод поэзии, высокой и недосягаемой в своей Божественной
гармонии, который Пушкин, как атлант, держал на своих плечах, теперь обрушился
на Гоголя. Он испытал впервые чувство страшного творческого одиночества, о
котором поведал нам в седьмой главе «Мертвых душ».
Ясно, что в поэте, который никогда не изменял
возвышенному строю своей лиры, Гоголь видит Пушкина, а в писателе,
погрузившемся в изображение «страшной, потрясающей тины мелочей, опутавших
нашу жизнь», писателе одиноком и непризнанном Гоголь видит себя самого. За
горечью утраты Пушкина, великого гения гармонии, чувствуется уже и скрытая
полемика с ним, свидетельствующая о творческом самоопределении Гоголя по
отношению к пушкинскому художественному наследию. Эта полемика ощущается и в
специальных статьях. Определяя Пушкина как русского человека в его развитии,
Гоголь замечает, что красота его поэзии — это «очищенная красота», не
снисходящая до ничтожных мелочей, которые опутывают повседневную жизнь
человека.
В «Выбранных местах из переписки с друзьями»,
давая Пушкину высокую оценку, Гоголь замечает в то же время некоторую
односторонность его эстетической позиции: «Пушкин дан был миру на то, чтобы
доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше... Все сочинения его — полный
арсенал орудий поэта. Ступай туда, выбирай себе всяк по руке любое и выходи с
ним на битву; но сам поэт на бит-
ву с ним не вышел». Не вышел потому, что,
«становясь мужем, забирая отовсюду силы на то, чтобы управляться с большими
делами, не подумал о том, как управиться с ничтожными и малыми».
Мы видим, что сквозь похвалу Пушкину слышится
гоголевский упрек ему. Может быть, этот упрек не совсем справедливый, но зато
ясно выражающий мироощущение Гоголя. Он рвется на битву со всем накопившимся
«сором и дрязгом» «растрепанной действительности», который был оставлен
Пушкиным без внимания. Литература призвана активно участвовать в
жизнестроительстве более совершенного человека и более гармоничного
миропорядка. Задача писателя, по Гоголю, заключается в том, чтобы открыть
человеку глаза на его собственное несовершенство.
Расхождение Гоголя с Пушкиным было не случайным
и определялось не личными особенностями его дарования. Ко второй половине
1830-х годов в русской литературе началась смена поколений, наступала новая
фаза в самом развитии художественного творчества. Пафос Пушкина заключался в
утверждении гармонических идеалов. Пафос Гоголя в критике, в обличении жизни,
которая вступает в противоречие с собственными потенциальными возможностями,
обнаруженными гением Пушкина — «русским человеком в его развитии». Пушкин для
Гоголя остается идеалом, опираясь на который он подвергает анализу современную
жизнь, обнажая свойственные ей болезни и призывая ее к исцелению. Образ
Пушкина является для Гоголя «солнцем поэзии» и одновременно залогом того, что
русская жизнь может совершенствоваться в пушкинском направлении. Пушкин — это
гоголевский свет, гоголевская надежда.
«Высокое достоинство русской природы, — считает
Гоголь, — состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя
слово евангельское, возводящее к совершенству человека. Семена небесного
Сеятеля с равной щедростью были разбросаны повсюду. Но одни попали на проезжую
дорогу <...> и были расхищены налетевшими птицами; другие попали на камень,
взошли, но усохли; третьи, в тернии, взошли, но скоро были заглушены дурными
травами; четвертые только, попавшие на добрую почву, принесли плод. Эта добрая
почва — русская восприимчивая природа. Хорошо взлелеянные в сердце семена
Христовы дали все лучшее, что ни есть в русском характере».
Пушкин, по Гоголю, — гений русской
восприимчивости. «Он заботился только о том, чтобы сказать одним одаренным
поэтическим чутьем: «Смотрите, как прекрасно творение Бога!» и, не прибавляя
ничего больше, перелететь к другому предмету затем, чтобы сказать также:
«Смотрите, как прекрасно Божие творение!»... И как верен отклик, как чутко его
ухо! Слышишь запах, цвет земли, времени, народа. В Испании он испанец, с
греком — грек, на Кавказе — вольный горец в полном смысле этого слова; с
отжившим человеком он дышит стариной времени минувшего; заглянет к мужику в
избу — он русский весь с головы до ног».
Эти черты русской природы связаны, по Гоголю, с
православно-христианской душой народа, наделенного даром бескорыстного приветного
отклика на красоту, правду и добро. В этом заключается секрет «силы
возбудительного влияния» Пушкина на любой талант. Гоголь почувствовал эту
«возбудительную силу» в самом начале творческого пути. Пушкин дал ему «некий
свет» и призвал его: «Иди ж, держись сего ты света. / Пусть будет он тебе
единственная мета». Гоголь пошел в литературе собственным путем, но направление
движения определял по пушкинскому компасу.
На протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал
себя одиноким. Ему казалось, что современники плохо его понимают. И хотя при
жизни его высоко ценил Белинский и другие русские критики, этими оценками
писатель не был удовлетворен: они скользили по поверхности его дарования и не
касались глубины. В Гоголе все видели писателя-сатирика, обличителя пороков
современного общественного строя. Но скрытые духовные корни, которые питали его
дарование, современники склонны были не замечать.
В одном письме к Жуковскому Гоголь говорит, что
в процессе творчества он прислушивается к высшему зову, требующему от него
безусловного повиновения и ждущему его вдохновения. Вслед за Пушкиным Гоголь
видит в писательском призвании Божественный дар. В изображении человеческих
грехов, в обличении человеческой пошлости Гоголь более всего опасается
авторской субъективности и гордыни. И в этом смысле его произведения тяготели к
пророческому обличению. Писатель, как человек, подвержен тем же грехам, что и
люди, им изображаемые. Но в минуты творческого вдохновения он теряет свое «я»,
свою человеческую «самость». Его устами говорит уже не человеческая, а Божественная
мудрость: голос писателя — пророческий глас.
Мировоззрение Гоголя в основе своей было глубоко
религиозным. Гоголь никогда не разделял идейных установок Белинского и
русской мысли, согласно которым человек по своей природе добр, а зло
заключается в общественных отношениях. «Природа человека» никогда не
представлялась Гоголю «мерою всех вещей», ибо он как христианин был убежден,
что эта природа помрачена первородным грехом. Источник общественного зла заключен
не в социальных отношениях, и устранить это зло с помощью реформ или революций
нельзя. Несовершенное общество не причина, а следствие человеческой
порочности. Внешняя организация жиз-
ни — отражение внутреннего мира человека. И если
в человеке помрачен его Божественный первообраз, никакие изменения внешних
форм жизни не в состоянии уничтожить зло.
Все творчество Гоголя взывает к падшему
человеку: «Встань и иди!» «В нравственной области Гоголь был гениально одарен,
— утверждал исследователь его творчества К. Мочульский, — ему было суждено
повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина
на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу»,
ставшую мировой, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее
гражданственность и общественность, ее пророческий пафос и мессианство».
Гоголь бичевал социальное зло в той мере, в
какой видел коренной источник несовершенств. Гоголь дал этому источнику
название пошлость современного человека. «Пошлым» является человек,
утративший духовное измерение жизни, образ Божий. Когда помрачается этот образ
в душе, человек превращается в плоское существо, замкнутое в себе самом, в
своем эгоизме. Он становится пленником своих несовершенств и погружается в
болото бездуховного ничто. Люди вязнут в тине мелочей, опутывающих
жизнь. Смысл их существования сводится к потреблению материальных благ,
которые тянут человеческую душу вниз — к расчетливости, хитрости, лжи.
Гоголь пришел к мысли, что всякое изменение
жизни к лучшему надо начинать с преображения человеческой личности. В отличие
от либералов-реформаторов и революционеров-социалистов Гоголь не верил в
возможность обновления жизни путем изменений существующего социального строя.
«Мысль об «общем деле» у Гоголя была мыслью о решительном повороте жизни в
сторону Христовой правды — не на путях внешней революции, а на путях крутого,
но подлинного религиозного перелома в каждой отдельной человеческой душе», —
писал о Гоголе русский мыслитель Василий Зеньковский.
Литературу Гоголь представлял как действенное
орудие, с помощью которого можно пробудить в человеке религиозную искру и
подвигнуть его на этот крутой перелом. И только неудача с написанием второго
тома «Мертвых дун:», в котором он хотел показать пробуждение духовных забот в
пошлом человеке, заставила его обратиться к прямой религиозной проповеди в
«Выбранных местах из переписки с друзьями».
Белинский придерживался в те годы
революционно-демократических и социалистических убеждений. Он обрушился на
эту книгу в «Письме к Гоголю», упрекая писателя в отступничестве от
«прогрессивных» взглядов, в религиозном мракобесии. Это письмо показало, что
религиозную глубину гоголевского реализма Белинский не чувствовал никогда.
Пафос реалистического творчества Гоголя он сводил к «обличению существующего
общественного строя».
От Белинского пошла традиция делить творчество
Гоголя на две части. «Ревизор» и «Мертвые души» рассматривались как прямая
политическая сатира на самодержавие и крепостничество, призывавшая к их
«свержению», а «Выбранные места из переписки с друзьями» толковались как
произведение, явившееся в результате крутого перелома в мировоззрении
писателя, изменившего своим «прогрессивным» убеждениям. Не обращали внимания на
неоднократные и настойчивые уверения Гоголя, что «главные положения» его
религиозного миросозерцания оставались неизменными на протяжении всего
творческого пути. Идея воскрешения «мертвых душ» была главной и в
художественном, и в публицистическом его творчестве. «Общество тогда только поправится,
когда всякий человек займется собою и будет жить как христианин», — утверждал
Гоголь. Это было коренное его убеждение от ранних повестей и рассказов до
«Мертвых душ» и «Выбранных мест из переписки...». |