«Общественный сад на высоком берегу Волги; за
Волгой сельский вид». Такой ремаркой Островский открывает «Грозу». Действие
русской трагедии возносится над ширью Волги, распахивается на всероссийский сельский
простор. Ему сразу же придается национальный масштаб и поэтическая
окрыленность. В устах Кулигина звучит песня «Среди долины ровныя» — эпиграф,
поэтическое зерно «Грозы»: в ней предвосхищается судьба героини с ее человеческой
неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»),
с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда
мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»).
Песня открывает «Грозу» и сразу же выносит
действие на общенародный песенный простор. За судьбой Катерины — судьба
героини народной песни, непокорной молодой снохи, отданной за немилого
«чуж-чуженина» в «чужедальную сторонушку», что «не сахаром посыпана, не медом
полита». Песенная основа ощутима в характерах Кудряша и Варвары. В Кабанихе
сквозь облик суровой и деспотичной купчихи проглядывает национальный тип злой,
сварливой свекрови. Поэтична фигура механика-самоучки Кулигина, органически
усвоившего вековую просветительскую культуру русского XVIII века.
Речь всех персонажей «Грозы» эстетически
приподнята, очищена от бытовой приземленности, свойственной, например, лексике
героев комедии «Свои люди — сочтемся!». Даже в брани Дикого, обращенной к
Борису и Кулигину: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с иезуитом»;
«Что ты, татарин, что ли?», — слышится комически сниженный отзвук русского
богатырства, борьбы-ратоборства с «неверными» «латинцами» - рыцарями или
татарами. В бытовой тип самодура-купца Островский вплетает иронически
обыгранные общенациональные мотивы.
На первый взгляд «Гроза» — обычная бытовая
драма, продолжающая традицию предшествующих пьес Островского. Но на сей раз
драматург поднимает ее до высот трагедии. Именно потому он и поэтизирует в ней
язык действующих лиц. Мы присутствуем при самом рождении трагического начала из
глубин русского провинциального быта. Люди «Грозы» живут в особом состоянии
мира — кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый
порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в
предгрозовую атмосферу жизни. Временное торжество старого лишь усиливает
напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в
народной песне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой.
Трагическое состояние мира касается всех героев
«русской трагедии». Вот перед нами «столпы» Калинова. В их руках, кажется,
находится судьба всех обывателей провинциального городка. Но почему так
неспокойна Кабаниха, почему она домашних своих «поедом ест», докучая своими
нравоучениями? Да потому, что, еще царствуя, она этой жизнью уже не управляет!
Почва уходит у нее из-под ног, вот она и цепляется за букву старых моральных
устоев, на каждом шагу изменяя им. «...Если обидят — не мсти, если хулят —
молись, не воздавай злом за зло, согрешающих не осуждай», — гласит Домострой.
«Врагам-то прощать надо, сударь!» — увещевает Тихона Кулигин. А что он слышит
в ответ? «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Деталь
многозначительная! Кабаниха страшна не верностью старине, а самодурством «под
видом благочестия».
Своеволие Дикого уже ничем не подкреплено,
никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе основательно
расшатаны. Этот «воин» сам себе не рад — жертва собственного своеволия. Он
самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться
над бедными и материально зависимыми от него людьми. Чем более Дикой богатеет,
тем бесцеремоннее он становится. «Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь! —
заявляет он Кулигину. — Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу —
раздавлю».
Но сильный материально, Дикой слаб духовно. Он
может иногда и спасовать перед тем, кто в законе сильнее его, потому что
тусклый свет нравственной истины все же мерцает в его душе: «О посту как-то, о
Великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка: за деньгами пришел, дрова
возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так
изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у
меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся, право, так. Истинно тебе
говорю, мужику в ноги кланялся... при всех ему кланялся».
Конечно, это «прозрение» Дикого — всего лишь
каприз, сродни его самодурским причудам. Это не покаяние Катерины, рожденное
чувством вины и мучительными нравственными терзаниями. И все же в поведении
Дикого этот поступок кое-что проясняет. Он своевольничает с тайным сознанием
беззаконности действий, а потому и пасует перед властью человека, опирающегося
на нравственный закон, или перед сильной личностью, сокрушающей его авторитет.
Под стать отцам города и их дети. Это Тихон,
Варвара и Кудряш. Никакого почтения к столпам города они не питают, но внешнее
«благочестие» блюдут, видимость незыблемости пошатнувшихся устоев
поддерживают. Бедою Тихона является безволие и страх перед маменькой. По
существу, он не разделяет ее деспотических притязаний и ни в чем ей не верит.
От гнетущего самодурства он временами «увертывается», но в таких увертках нет
свободы. Разгул да пьянство сродни самозабвению. Как верно замечает Катерина,
«и на воле-то он словно связанный». Только в финале трагедии просыпается в нем
что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...»
Варвара как будто бы прямая противоположность
Тихону. В ней есть и воля, и смелость. Но и Варвара — дитя диких и кабаних, не
свободное от бездуховности «отцов». Она почти лишена чувства ответственности за
свои поступки, ей попросту непонятны нравственные терзания Катерины: «А
по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» — вот нехитрый
житейский кодекс Варвары, оправдывающий любой обман.
Гораздо выше и нравственно проницательнее
Варвары Кудряш. В нем сильнее, чем в ком-либо из героев «Грозы», исключая,
разумеется, Катерину, торжествует народное начало. Это песенная натура,
одаренная и талантливая, разудалая и бесшабашная внешне, добрая и чуткая в глубине.
Но и Кудряш сживается с калиновскими нравами, его натура подчас своевольна.
Миру «отцов» Кудряш противостоит своей удалью, но не нравственной силой.
И только Катерина со свойственным ей
простодушием и чистотой заявляет Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то
ничего не могу». Только Катерина сохраняет сердечное отношение к нравственным
заветам христианской морали, только в ней теплится свет совести и «тьма не
объяла его».
В «Грозе» совершается трагическое столкновение
доведенных до логического конца и самоотрицания двух тенденций в бытовом
православии — «законнической», «мироотречной», «домостроевской» и
«благодатной», «мироприемлющей», народной. Излучающая духовный свет Катерина
далека от сурового аскетизма и мертвого формализма домостроевских правил и
предписаний, она пришла в Калинов из другого мира, где над законом царит
благодать. Богатым же слоям купечества для сохранения своих миллионов
выгоднее было укрепить и довести до крайности именно мироотречный уклон,
помогающий им «под видом благочестия» творить свои далекие от святости дела.
Нельзя сводить смысл трагической коллизии в
«Грозе» только к социальному конфликту. Национальный драма-ТУРГ
уловил в ней симптомы глубочайшего религиозного кризиса, надвигавшегося на
Россию. Конфликт «Грозы» вбирает в себя противоречия, исподволь назревавшие в
процессе многовекового исторического развития. Мудрый Островский раскрывает в
«Грозе» глубинные истоки великой религиозной трагедии русского народа,
разыгравшейся в начале XX века. Островский ее предчувствовал.
Случайно ли живая сельская жизнь приносит
в Калинов запахи с цветущих заволжских лугов? Случайно ли к этой встречной
волне освежающего простора протягивает Катерина свои изнеможённые руки? Обратим
внимание на жизненные истоки цельности Катерины, на культурную почву, которая
ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава. |